Серов
1 °C
$92,05
98,64
Присоединяйтесь к нам:

Для того дорога и дана

В бардовской песне одной из самых распространенных является тема дороги. Это связано с тем, что бардовская песня изначально возникала на туристских маршрутах, в полевых геологических партиях, в длительных плаваньях. Однако, со временем содержание дорожных песен, как описание маршрутов и переживаний с ними связанных, изменилось и дорога стала символом жизненного пути, понятием, поясняющим отношение к жизни как таковой.

Виктор Берковский на слова Дмитрия Сухарева:
Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало.
Человек постоянно подвержен опасности оказаться в состоянии дремы, но «мертвая вода и неподвижные люди мертвы». А зачем пускаться в дорогу?
Человеку важно знать немало -
Оттого дорога и длинна.
Человеку важно знать свой дом,
Весь свой дом, а не один свой угол…
Это так заманчиво забиться в свой тихий, безопасный (действительно?) уголок и перестать «приглядывать за своей планетой». Это ведь одна из вечных иллюзий человека, что можно отгородиться от большого мира и выжить в своей клеточке общественного организма. Сколько раз история развенчивала эту иллюзию – число ее приверженцев не убывает.
Человеку важно знать людей,
Чтоб от них хорошего набраться, 
Чтоб средь всех идей идею братства
Ненароком он не проглядел.
Дорога помогает узнать людей близких и далеких.
Владимир Высоцкий «Песня о друге».
Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так.
Если сразу не разберешь, плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой, - там поймешь, кто такой.
Дорога позволяет познакомиться с самим собой, испытать себя, восстановить душевное равновесие.
Юрий Визбор «Ночная дорога».
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души.
Тема пути неразрывно связана с понятием цели – бардовская песня призывает не плыть по течению, не застревать в колее.
Владимир Высоцкий «Чужая колея».
Сам виноват: и слезы лью, и охаю
Попал в чужую колею глубокую.
Я цели намечал свои на выбор сам
А вот теперь из колеи не выбраться.
Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,
И я живо себя убедил
Не один я в нее угодил.
Так держать — колесо в колесе!
И доеду туда, куда все…
Дорога не должна быть скользкой дорожкой вниз – это путь вверх, к вершинам своей жизни.
Юрий Визбор «Памирская песня».
Гора – это прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь,
Гора – это мудрая лекция «Вечность и я»,
Гора – это думы мои о тебе, дорогая.
Вот так и ложится на сердце гора за горой,
Их радость и тяжесть, повенчанные высотою.
Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой,
Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.
Многое в этой жизни зависит от решимости выйти за пределы привычного, безопасного, комфортного. И всегда находятся десятки, сотни «НО», чтобы оправдать диванную жизнь.
Юрий Визбор «Песня альпинистов».

Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон -
Движение вперед.
И кто с ним не знаком, 
Навряд ли нас поймет.
Вячеслав Ковалев «Посвящение другу-туристу». 
И не понять, как это может
Всю жизнь манить к себе дорога,
Но что-то сверлит, что-то гложет,
И я опять сойду с порога.
В горах мы все - слегка поэты,
И в синей дымке силуэты
Нам карту жизни нарисуют,
И, значит, мы не зря рискуем!
Юрий Визбор «Песня альпинистов»:
НО есть такое там,
И этим путь хорош,
Чего в других местах
Не купишь, не найдешь:
С утра подъем,
И до вершины бой.
Отыщешь ты в горах
Победу над собой.
И конечно, речь здесь идет не только о конкретном походе в горы – речь идет о жизненной позиции: искать свое большое, нужное другим людям Дело и вершить его неустанно, побеждая в себе трусость и безволие. 
Дорога - это еще и условие для общения с самим собой: не бытового общения (хочу то, хочу се), а общения перед лицом вечности, единственности и уникальности своей жизни.
Александр Суханов «Дорога».
Ой, дороженька-дорога, не скрывайся за холмом,
Дай уйти мне от порога с тихой песнею вдвоем.
Словно боль меня томила, чью-то радость схороня,
А сама в лесу грустила, убегая от меня.
Ой, дорога, ты, дорога, между сосен и берез.
То крута, а то полога, сколько ты видала слез,
Словно боль меня томила, чью-то радость схороня,
А сама в лесу грустила, убегая от меня.
В классической бардовской песне поется о трудных маршрутах, о восхождениях на вершины как символах преодоления физической и, особенно, духовной слабости, утверждения в себе целеустремленности, настойчивости и стойкости. (Как это не вяжется с современным туризмом, где «все включено», и где не поются тихо, а орутся совсем другие песни, смысл которых в расслабухе и просто алкогольном бухе. Увы, и на некоторых «бардовских» фестивалях ситуация такая же.)
Борис Щеглов «Дон Кихот».
У всех тревог одна забота -
Не дать ни ночи мне, ни дня,
Ведь у тебя случится что-то,
Ведь у тебя случится что-то -
А все касается меня.
И надо вновь идти в сраженье...
И уж позвольте вам сказать:
- Добро не терпит промедленья,
Добро не терпит промедленья -
Назавтра можно опоздать. 
Чтобы быть готовым идти в сраженье, надо для начала привыкнуть отрывать задницу от дивана, в физическом и духовном смысле – искать свое Дело и выходить за пределы самого себя. «Стань лучшей версией самого себя», - призывали философы во все века; первый шаг – самый трудный, чтобы было легче, возьми песню с собой в дорогу.
28.06.2023 г. Александр Бушуев.
Иллюстрация в анонсе: личный архив Александра Бушуева

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных