Мы сидим в узком коридоре детской поликлиники в ожидании нашей очереди к специалисту. Уши закладывает от крика младенца, заливающегося в руках женщины неподалеку. Она прохаживается с ним по коридору, рассеянно разглядывая стены и нервно объясняет, что вот сейчас придет их очередь, а пока надо потерпеть. И, видимо для усиления успокоительного эффекта, трясет его изо всех сил. А он продолжает орать, трепыхаясь в ее руках и ударяясь головой в туго повязанном чепчике о ее локоть…
…Из всех книг о детской психологии, жадно поглощаемых в первую беременность, я вынесла одну, самую, пожалуй, важную мысль: наблюдайте за своим ребенком. С момента рождения присматривайтесь к своему чаду. К его реакциям на то, что происходит вокруг него. К тому, как именно он подает сигналы, что хочет кушать, спать, в туалет или на ручки. Этой идеей я заразилась от книг супругов
Никитиных, воспитавших семерых детей. В момент рождения каждого в их семье заводилась отдельная тетрадочка, куда авторы заносили свои наблюдения за очередным малышом.
Из всех книг о детской психологии, жадно поглощаемых в первую беременность, я вынесла одну, самую, пожалуй, важную мысль: наблюдайте за своим ребенком. Фото: pixabay.com
Изучив их опыт, я как-то сразу ему поверила. И начала наблюдать за своей дочерью. И путем наблюдения поняла, что младенцы способны извлекать звуки самых разных тональностей, и каждый что-то значит. Что у младенца с рождения вырабатывается свой режим сна и бодрствования. И, поняв его, можно легко определить причину неудовольствия ребеночка: возможно, пришло время спать. Поэтому малышке надо одеть подгузник и укладывать. То, что она крепче и дольше спит в подгузнике, тоже поняла путем наблюдения. А, возможно, малышка хочет кушать. Дети показывают это своеобразными движениями и особым плачем, надо только понять.
Или скучно дитю. Просто скучно. По маме соскучился. И надо на ручки. И снова – особые звуки.
Забавно получилось с колыбельными. Когда дочка была еще совсем малышкой, укладывая ее, я, помня о важности этих драгоценных минут, пыталась что-то напевать. А иногда не пела, а просто гладила по головке и что-то ласковое ей говорила. И заметила, что она быстрее и крепче засыпает именно от шепота и поглаживаний, а вовсе не от песен. Когда дочь подросла и начала говорить, одной из первых фраз ее была: «Мама, не пей, я спать хочу».
Так что не срослось как-то в нашем доме с вечерними песнопениями. А вот с чтением книг и поглаживание спинок перед сном очень даже срослось.
Нам, неопытным родителям, при рождении первенца дико повезло: у нас не было помощников из числа старших родственников. Поэтому никто не успел навязать свою модель взращивания малышки. Не пел в ухо: пусть поплачет – крепче спать будет. Не приучай к рукам – замучаешься потом. Туго пеленай, а то ножки будут кривые. Подгузники – только на прогулку! Гладь пеленки с двух сторон!
Конечно, советы прилетали. Но настолько редко, что это позволяло нам их чаще всего благополучно игнорировать. Поэтому каждый раз, когда очередная родившая подружка начинает жаловаться, что никто не торопится ей помогать, я говорю, что на самом деле ей сильно повезло.
Конечно, эти наблюдения не избавили нас с мужем от кучи других родительских забот, проблем и ошибок. Но хотя бы минимизировали нашу усталость. Избавили нас и окружающих нас людей от сомнительного удовольствия выслушивать младенческие оры. А самое главное – избавили от лишних и совершенно напрасных страданий наших малышей. Потому что иногда можно успокоить ребенка, просто прекратив его бессмысленно трясти, подержав его на руках столбиком и сняв, наконец-то, с его головы этот противный чепчик…