Вообще то, во Всеволодо-Благодатском у нас все «заточено» под экошколу.
Заповедник "Денежкин камень". Фото предоставлено Анной квашниной
Хорошо, когда приезжает организованная группа школьников. Когда руководители знают своих детей. У нас всяко было. Кадетские классы, туристы, юннатские кружки. В экошколе за 15 лет сложились свои традиции. И, пожалуй, основная традиция такова: приходится всем дружить. Поскольку жить приходится под одной крышей и спать бок о бок. Как в большой деревенской семье.
Особенности деревенского быта переживают все по-разному. А особенности таковы. Собственно говоря, их и нет. Обычный, большинству знакомый, кому-то привычный деревенский быт.
Бревенчатый дом. Рассчитан на 16 лежачих мест. Двухъярусные кровати. Мягкие новые матрацы. С электричеством и печкой. Дрова – во дворе. Вода – в колодце. В огороде – баня. Если наносить воды и затопить в бане печь, то можно и погреться, и попариться, и помыться. А если принести воду в дом, можно приготовить еду и поесть. Все это ребятам приходится делать самостоятельно, под присмотром руководителей. Если руководители не справляются с детьми, то им, руководителям, приходится все делать самим. Обо всем этом подробно написано в Положении об экошколе. Полезно перед поездкой в экошколу внимательно его изучить. Чтобы не случилось так, как в этот раз.
А в этот раз случилось доселе небывалое – дезертирство. Да-да, трое школьников не выдержали трудностей жизни и были эвакуированы родителями.
Честно говоря, удивила нас эта школа не этим. Удивила и напугала.
И не столько тем, что дети имели очень смутное представление о том, что их ждет в экошколе. А тем, что не очень этим интересовались.
И не столько тем, что дети не знали температуру кипения и замерзания воды, ни разу не видели топокарт, космоснимков, а тем, что им это было настолько не интересно, что, когда я им показал на космоснимке их родной поселок Воронцовка, они не только не узнали его, но и не попытались разглядеть, – скользнув по картинке глазом, уткнулись в телефоны.
И не столько тем, что не хотели петь песни, сколько тем, что пели «под смартфон», а вернее, подпевая ему, смартфону, и глядя в него, соответственно.
Мне кажется, я придумал выход. Надо нам, и всем учителям, срочно сшить костюмы смартфонов. И вообще, снять Три-Дэ или Пять-Дэ – видеоуроки и показывать их в соответственно оборудованных залах, с попкорном.
Но все-таки с другой стороны то, что я лично ждал от экошколы, от этой и от любой другой – что хотя бы один из учеников «проснется», – случилось даже в этот раз. Мы перестали выдавать «удостоверения экошкольника» всем, по умолчанию (как делали раньше). Теперь мы выдаем удостоверение лишь тем, кто работал. И в этот раз трое учеников получили удостоверения. Не просто получили, а честно заработали.
А еще мы рады вот чему. По окончании экошколы мы просим всех написать небольшой отзыв. О том, что понравилось, что не понравилось, замечания, пожелания. Так вот, мы добились честных ответов. Мы все-таки расковыряли эти коконы, разбили скорлупу.
И, знаете, много было чего под пунктом «не понравилось». Но под пунктом «понравилось» оказываются неожиданные вещи, те, которых больше всего они боялись. Например, экскурсия в ночной лес (эти, правда, отказались) или защита проектов. Я думаю, это потому, что мы с ними открыто разговариваем. И это тоже – экологическая школа. И житье бок о бок в избе, и приготовление пищи, и топка печей, носка воды, баня – все эти вещи учат нужности друг другу. И это тоже – экология. Надо приспособиться.
Может быть, пяти дней для того, чтобы научиться жить вместе, дружно – маловато. Но ведь не зря же в экошколу нашу ездят по многу-многу раз. Ведь не из-за занятий же.