Как часто вы слышали в детстве такое вот...
"Вырастешь и будешь дворником", - охотно объясняют мамы своим детям. В ВУЗ не поступишь, на работу "нормальную" тебя не возьмут, если будешь так учиться. Что вообще из тебя вырастет?
Родителям ведь кажется, что если они нарисовали перспективу поужаснее, то он встрепенется, ужаснется и начнет делать все, чтобы эта страшная реальность никогда не наступила. Он будет как следует заправлять свою кровать, делать уборку в своей комнате, с желанием выносить ведро, учиться на одни пятерки - только, чтобы нарисованные родителем ужасы не сбылись...
И причем такие выражения сыпятся повсюду. Начиная с детского сада, где воспитатель начинает бранно воспитывать ребенка, показывая при всех, что он неумеха, чтобы все посмотрели на него. Затем в школе на уроках, особенно труда, а сегодня это урок технологии, тоже дети слышат в свой адрес колкие выражения.
Но мы, взрослые, очень часто забываем, что все мы родом из детства, и мы не родились успешными врачами, умелыми крановщиками, мудрыми учителями... Все мы прошли огромный путь. Какой он был у каждого из вас?!
А потом эти обруганные дети очень часто превращаются в автоинструкторов, которые матерятся на тебя при каждом не правильном на их взгляд движении; или в продавца в магазине, который всех собак спустит на тебя, когда ты спросишь свежий ли хлеб. Конечно, если вы позитивный и психически уравновешенный человек, вы стойко и с юмором отреагируете на такое вот обращение.
Вот и получается, что если даже родители обладают ангельским характером, соломоновой мудростью и бескрайним терпением, дети все равно наслушаются от мира, что они в нем не нужны, они не такие, они не там стоят, не так сидят, не то делают - и вообще, лучше бы их не было. В транспорте и во дворе, в музее и в магазине, на улице и в парке - детям не рады... Убери руки, не смей трогать, как ты себя ведешь, что ты тут встал, что ты тут делаешь, ну-ка иди отсюда, так, рты позакрывали... Да уж... список можно продолжать и дальше.
Совсем еще недавно детей вообще не принято было уважать. Право на уважение не давалось от рождения, его надо было заслужить, заработать, доказать, что ты достоин уважения. Знакомо кому-то?
Детей полагалось исправлять. Подчеркивать жирно красной ручкой, указывая на ошибки, одергивать, корректировать.
Лучшие педагоги-новаторы, типа Амонашвили, уже тогда писали : "Покажите ребенку ни где у него плохо, а где хорошо, где у него получается". Этот передовой опыт так и остался невостребованным в массовой школе.
В нашей стране дети получают от мира с детства порцию негативных мыслей в свою сторону. И как со всем этим жить?!
А потом мы начинаем ругать правительство, власти, начальника...
В этой системе ценностей ребенок-взрослый как-то фатально отсутствует базовое уважение к человеку - когда уважения достоин не только старейший, мудрейший, всего добившийся, а всякий - потому что он человек, он чей-то сын, брат.
Мы, взрослые, не всегда хорошие воспитатели, очень часто у нас не хватает сил, мудрости, терпения, мы не умеем справляться со своими эмоциями. Мы часто ведем себя как маленькие, а не как взрослые, ожидая при этом от детей, что они поведут себя как взрослые, поймут нашу боль, страдание, смогут ее принять и вынести, посочувствовать нам и вести себя мудро и правильно. Некоторые дети, конечно, справляются, но ноша эта тяжела - даже для нас самих иногда.
Но мы любим своих детей и многое делаем правильно, потому что у любви есть поразительное свойство: она сама подсказывает нам правильные решения. Не знаешь, как делать, делай по любви, не ошибешься.
И мы непременно справимся. И получаться будет все лучше и лучше - и все получится, потому что надежда не обманывает, а любовь не подводит...
Всем добра, любви, терпения и мудрости!
С наилучшими пожеланиями, Миронова Елена.