Вот уже и на подходе новогодние каникулы – благословенное время, когда можно не торопясь посмотреть любимые фильмы. Обычно смотришь их в блаженном состоянии, на волне чувств, не слишком загружая голову. Но, вот решил как-то подвести итоги – чему учат, о чем задуматься велят.
Люблю смотреть фильм Леонида Гайдая «Деловые люди», снятый в далеком 1962-м году. В фильме три киноновеллы по рассказам американского писателя О. Генри. Потешная новелла – про незадачливых специалистов по киднеппингу. Украденный ими мальчишка оказался сущим дьяволом, вынудившим своих похитителей в страхе бежать от него «до Канадской границы». И чему же учит эта история? Да тому, что ребенок становится бессердечным тогда, когда ему не хватает сердечного внимания… И если он сам станет киднеппером, то, не задумываясь, отрежет у похищенного палец, или ухо, чтобы выжать из родных побольше денег.
В другой, сентементальной, новелле вор забирается в квартиру к богачу и вдруг обнаруживает, что у них общий недуг – радикулит. И каков вывод? Вывод прост: неплохо бы постоянно помнить, что фортуна не всегда намывает нам золотые крупицы счастья - как раз больше всего в ее лотке черных камешков, которые могут выпасть любому и в любой момент. Не надо чваниться своим богатством, положением в обществе, не надо презрительно фыркать на тех, кому меньше повезло в жизни, – кто знает, какой камешек выпадет вам завтра…
Но, пожалуй, самая серьезная новелла – «Дороги, которые мы выбираем». Двое грабителей ограбили почтовый поезд, при этом у одного из них лошадь сломала ногу. Они могли бы убегать с добычей дальше на одной лошади, но ее хозяин произносит ключевую фразу «Боливар не выдержит двоих» и убивает своего товарища. Перед этим они говорят о том, что их привело на преступный путь. «Дошел я до перекрестка, повернул налево – и вот я здесь», - говорит будущий убийца. «И что было бы со мной, если бы я повернул в другую сторону?» - задается он вопросом. На это его товарищ (будущая жертва) отвечает: «Было бы то же самое. Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том внутри нас, что заставляет выбирать дорогу». Браво, браво, О. Генри, добавить тут нечего.
В следующем замечательном фильме «Рождественская история» по рассказу Чарльза Диккенса (выпущен в 1984 г.) главный герой ростовщик Скрудж давно уже свернул на путь стяжания денег – он известный всем скряга, ненавидящий Рождество, благотворительность и всякие прочие проявления жалости. С гневом он порицает сборщиков благотворительной помощи, которые пришли к нему попросить деньги для бедных детей на Рождество: «Я плачу налоги, а на них строятся работные дома и тюрьмы! Их недостаточно?» В рождественскую ночь к Скруджу являются три духа, и они проводят его по ключевым событиям его жизни, а также показывают, как он может закончить свой жизненный путь. Увиденное позволяет ему понять, что он принес в жертву своей страсти: родственные отношения, любовь, дружбу, простые жизненные радости. Отраженный свет золотого тельца ослепил Скруджа – он перестал видеть жизнь во всей полноте человеческих и человечных отношений, его зрительный горизонт сузился до предела. (Вспоминается слепой крот из сказки «Дюймовочка».) Он перестал видеть и свою частную жизнь в ее полной протяженности – она по сути уже прошла, не дав тепла и света ни одному другому человеку, и ни один человек не заплакал искренне после его воображаемой кончины. Встреча с духами не прошла для Скруджа бесследно – он разительно переменился. В общем то нет никакой надобности в вызывании духов - они в каждом из нас: Благодарность, Совесть, Долг.
Человек в силах изменить свое отношение к жизни. Именно это видим мы в фильме «Карьера Димы Горина», вышедшем в 1961 году. Дима Горин, бухгалтер, весь заточен на успешную карьеру. Вот уже подоспело желанное место начальника отдела, но судьба-злодейка забрасывает его на Урал к строителям высоковольтных линий, а в качестве компенсации дает ему встречу с девушкой его мечты… Мягкотелый, изнеженный, эгоистичный столичный житель (в прекрасном исполнении А. Демьяненко) попадает в рабочую бригаду – сообщество людей бесхитростных, трудолюбивых, закаленных… Любовь и чувство собственного достоинства помогают ему открыть для себя совсем другую жизнь. Многие говорят, что этот фильм – сплошная советская идеализация. Да, так оно и есть, однако, это не фантазия на пустом месте - средствами искусства (гиперболизация) создан образ-идеал, миф, не абстрактный, а близкий сердцу и уму. И разве не мифы творят нашу жизнь? Гагарин так бы и не взлетел в космос, если бы не было в основе этого достижения множества мифов, начиная с мифа об Икаре и кончая мифом о великом будущем страны Труда и Мира.
Ну, и напоследок старый добрый фильм «Чук и Гек», созданный аж в 1953 году по повести Аркадия Гайдара. Простенькая история о том, как двое мальчишек с мамой отправляются из столицы в далекую Сибирь повидаться с папой – геологом по профессии. Этот фильм подкупает своим оптимизмом, в нем ощущаешь что-то основательное, благородное, не подверженное коррозии переменчивых идеологий. Как это не сочетается с массой современных фильмов, в которых человек потерялся в мире наживы, погони за разрекламированными благами, в мире непрочных отношений – «Я никому ничего не должен»…
Фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара… На его могильной плите высечены как раз слова из рассказа «Чук и Гек»: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали, что надо честно жить, много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». 25.12.2023 г., Александр Бушуев.
Иллюстрация в
анонсе: Константин Бобылев, архив "Глобуса"
Подпишитесь на соцсети «Глобуса»! Будьте в курсе городских новостей!
Наши группы есть во “Вконтакте” и “Одноклассниках”, в Телеграм и Дзене. Присоединяйтесь!
Добавляйте нас в избранные источники в сервисах Новости и Гугл Новости