Список священнослужителей Всехсвятской церкви: Александр Рязановский, Африкан Богомолов, Николай Удинцев, Симеон Гвоздев, Владимир Павлинов, Иван Пономарев, Андрей Носов, Николай Любомудров, Василий Словцов, дьякон Александр Алексеев, псаломщики Николай Павлов, Леонид Сотсков, Владимир Бахтеев, Стефан Груздев, Неофит Поздняков.Архивный документ Сообщение священника Николая Любомудрова о пожаре в церкви поселка Надеждинского завода (1908 год) «4 июня в 7 часов вечера произошел пожар во Всехсвятской церкви Надеждинского завода. Пламя со страшной силой прорвалось через окна и быстро охватило кругом деревянное, выкрашенное масляной краской здание. Первым известил о несчастии церковный колокол, хотя церковь была уже объята кругом пламенем, а колокол все еще звонил. Это сторож звонил из сторожки на ограде, благодаря проведенной проволоке к колоколу. Это тот колокол, который извещал обычно в будни о начале богослужения, он же известил о Каре Божией. Когда открыли двери храма, то хлынула волна огня и охватила крыльцо. Тем временем сильнейшая струя пламени снизу изнутри взошла на колокольню. Большой, висящий в середине колокол, скоро поддался действию огня, сперва оплавилась нижняя часть, а потом и весь растопился, заметно капали и другие мелкие колокола. Колокольня наклонилась и с треском упала в ограду. Еще мгновенье – рушится главный купол внутрь храма. Через три часа на месте художественного храма осталась лишь груда обгоревших бревен и мусора со слитками меди от расплавившихся колоколов. Вся церковная утварь, ризница, библиотека и архив погибли. По счастливой случайности сохранились в квартире у меня метрики за все года (1897 – 1906). Нельзя без слез вспомнить о бушующем пламени в Святом алтаре, где два часа тому назад стоял я перед Святым Престолом во время всенощной. Я видел сквозь пламя в окнах, как всепожирающая стихия поедала Святой Престол. Видел, как растапливалась серебряная дарохранительница со Святыми дарами, как бы совершалась всеочистительная жертва Христова о наших грехах. Божие наказание, посетившее Надеждинск, тяжелым бременем легло на местный притч и народ».
Андрей Гребенкин
Игорь Фомичев
Два храма. Две судьбы. Два ангела небесных... Стоят и ждут мольбы от нас, живущих, грешных. Построим часовню на алтарном месте, где стоял собор! Святая мученица Надежда, моли Бога о нас! Дорогие земляки, жители нашего города! Промыслом Божиим так случилось, что я, родившийся в этом городе в 1955 году, стал священником и служу в родном городе с 1994 года. Мои родители, дед и бабка, прадед и прабабка жили в этом городе с 1901 года. Это мой родной город и мне небезразлична его судьба. Убрать хлам-гаражи В 2015 году исполнилось 100 лет со дня окончания строительства Спасо-Преображенского собора г. Надеждинска. Собор взорвали в 1931 году и из собранных кирпичей построили два 5-этажных дома, а железобетонные глыбы остались лежать на месте взрыва, напоминая всем об этих варварах-разрушителях. Посмотрите на фотографии храма, какое красивое здание, украшение города и всего Урала! Эти развалины лежат и по сей день. Удивительно, но многие жители города не знают, что был такой храм и где находятся эти, чудом уцелевшие, огромные бетонные глыбы. Как священник свидетельствую, что самое Святое место города – это алтарь собора. И на этом Святом месте построены страшные архитектурные уродцы, слепленные из строительного хлама и мусора – гаражи, кричащие о бедности простых советских людей, ибо и хороших строительных материалов они не имели, и строили и сады и гаражи из всякого барахла. Предлагаю снести 2-3 гаража и построить небольшой храм или часовню. Фундамент уже есть, так как гаражи стоят на старом алтарном фундаменте. Неужели мы все вместе, православные, не осилим это дело? Неужели все себе и себе, что же Богу дадим? Стыдно так поступать, не по совести. Давайте соберем средства и выкупим гаражи у собственников. Посмотрите, какое запустение, хлам и мусор вокруг Святого места – полуразрушенные дровяники-кладовки, мусор и свалки, как и в старом больничном городке, как после бомбежки. Наш правящий архиерей Иннокентий, когда увидел это, воскликнул: «Сталинград!» Так и будем жить в г. Серове в серости? В столице сносят постройки, уродующие город, а мы сараи-кладовки и хлам-гаражи снести не можем? На развалинах собора установлен Крест, проходят молебны. А удары колокола возвещают о нашем покаянии. Фото: Андрей Гребенкин, «Глобус» 12 ударов колокола Два года, летом 2014 и летом 2015, добровольцы-волонтеры трудились на благоустройстве территории развалин храма. Проделана большая работа, придите и посмотрите, помолитесь на Святом месте. Молебны у Креста совершаются каждый воскресный день в 14.00. Собираются около 30 человек. По количеству людей я делаю вывод, что меня услышали и поддерживают идею строительства. Можете внести посильное пожертвование в специальную кружку в действующем Преображенском храме. Ежедневно в 12.00 (по гудку металлургического завода) на месте взорванного собора 12 раз звучат удары колокола, взывая к нашей совести, пробуждая простор и напоминая о мире ином. Звон колокольный лечит душевные и телесные болезни. Величественный трехпрестольный Спасо-Преображенский собор г. Надеждинска был заложен 16 сентября 1905 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром. 17 января 1930 г. собор закрыли. 20 июня 1930 г. постановлением Президиума ВЦИК храм был изъят у общины верующих. В ночь с 12 на 13 июля 1931 г. собор взорвали. Фото: из фондов Серовского исторического музея Как Пасха Красная! А какое красивое имя носил наш город! Надеждинск! От Святой мученицы Надежды, как и в Екатеринбурге от Святой Екатерины. Взорвали храм и вскоре отобрали и имя. Стал город Кабаковск. Родовое имя города исчезло из сознания народа. А имя города это его статус, его программа, его судьба. Я не говорю о революционных названиях улиц, но имя Каляева, террориста и цареубийцы, до сих пор носит одна из центральных улиц города. Мы много слышим сейчас о терроризме и террористах, а сами готовы жить на такой улице... Было бы разумно переименовать эту улицу в ул. Восточная, так как она уходит в новый и красивый микрорайон Восточный. Надеюсь, имею надежду, что с началом строительства часовни во имя Святой мученицы Надежды мы будем готовы и жить в г. Надеждинске, а до этого будем пребывать в серости в г. Серове. Вот и металлургический завод уже не серовский, а Надеждинский. Мы, члены Приходского совета, берем на себя всю ответственность, руководство и отчетность по строительству без посредников и фирм-прилипал. Представляю себе часовню – как архитектурное украшение города, как Радость, как Пасху Красную. А рядом с часовней – мрачные, огромные, бетонные, серые глыбы – как памятник жертвам гонений. Ведь и взорванный собор тоже жертва. Жертва долгого, безбожного, совесть продавшего ХХ века. А перед Богом и своей совестью я могу сказать, что я пытался что-то сделать. Да будет на все воля Божия. Протоиерей Сергий, настоятель Спасо-Преображенского храма, благочинный Надеждинского церковного округа.Архивный документ Письмо церковно-приходского совета Спасо-Преображенского собора в ЦИК СССР (январь 1930 года) «Церковно-приходской совет Надеждинской Спасо-Преображенской общины, препровождая при сем список верующих прихожан надеждинской церкви в количестве 3388 человек, ходатайствует перед ЦИК об оставлении церкви за верующими, так как: 1) Спасо-Преображенская церковь – единственная в городе Надеждинске. 2) Построена она на добровольные пожертвования верующих и на отчисления с заработанного рубля рабочих завода, а следовательно, на отчисления с наших верующих отцов и с нас самих, а также на наши личные добровольные пожертвования и даже нашим личным трудом. 3) Церковь вчерне достроена в 1917 году, отчисления с рабочих не производились с 1915 года, затраченные в это время на постройку церкви суммы составлялись исключительно из добровольных пожертвований верующих. 4) Часть населения и рабочих намерена церковь отобрать под техникум на 80 человек учащихся, о чем пишут в местной печати, говорят и голосуют на всех собраниях и митингах. Но для означенной цели здание совершенно не пригодно, что засвидетельствовано публично сведущими в техническом деле лицами. 5) Верующие, лишившись единственной церкви, не смогут подыскать соответствующего помещения для совершения богослужений и отправления прочих своих религиозных потребностей, так как количество верующих в действительности значительно, в три или четыре раза, превосходит количество зарегистрировавшихся, что видно из посещаемости верующими храма в большие христианские праздники, когда единовременно молящихся бывает до 3 тысяч человек, а также видно из книг записей приходских треб. Крещений в 1927 году было 1663, в 1928 году – 1689, на 1 сентября 1929 года – 1208. Погребений умерших в 1927 году – 837, в 1928 – 897, на 1 сентября 1929 – 554. В местной же печати неправильно указано число всех верующих, обслуживаемых храмом – 375 человек. Регистрация верующих велась в храме, а не хождением по домам, а потому по разным причинам все и не могли зарегистрироваться. 6) Отобрание единственного храма будет несправедливостью и причинит большие обиды и огорчения массе верующих. В силу вышеизложенного церковно-приходской совет убедительно просит удовлетворить просьбу 3388 верующих не лишать их храма, единственного утешения для верующих, и проявить справедливость во имя возвещенной в 1917 году 25 октября свободы совести».Послед публикации обращения отца Сергия, в редакцию "Глобуса" пришло письмо от владельцев гаражей. Пожертвований не надо, гаражи – не продадим Уважаемый протоиерей Сергий! Прочитали вашу статью «Построим часовню на алтарном месте, где стоял собор». В ней вы обращаетесь к жителям города о сборе средств на то, чтобы выкупить гаражи. Но вы же знаете, что мы, собственники этих гаражей, не хотим их продавать. Вы уже второй год к нам с этой просьбой обращаетесь. Правильно, очень красивый собор стоял на этом месте, но такого собора уже не построить. У нас в городе две церкви, несколько часовен, хватает места для верующих. Святое же место, где стоял собор, уже обозначено. И зачем сносить 2-3 гаража и строить на пожертвования часовню, если рядом также останутся «хлам-гаражи», «сараи-кладовки». Они куда-то денутся?! Да, много у нас еще в городе, в центре его разрушенного «серого»: это и больничный городок, и сквер около ДК, но часовня или небольшой храм (как вы пишите) не спасет от этих разрух. Мы – люди уже пожилые, инвалиды тоже стараемся жить по совести, по заповедям божьим. Но гаражи продавать не собираемся, так как живем в этом дворе. У нас там не стоят «крутые машины», но есть ямы для хранения овощей и есть машины, на которых мы ездим чаще всего в сады и огороды, где выращиваем эти овощи. Не надо никаких пожертвований. О.Т. Пермякова, М.И. Морозова.