Бессмертное «Озеро»

722

Кто-то до сих пор вздрагивает, слыша название «Лебединое озеро», вспоминает 90-е, день путча, когда по радио и телевидению только «Лебединое» и передавали вместо какой-либо внятной информации. Кто-то, наоборот, вспомнит свой первый поход в театр и встречу с балетом-сказкой. Но свое, личное отношение к «Озеру» есть буквально у каждого, поскольку это не только самый знаменитый балет всех времен и народов, такой вот не превзойденный никем шедевр; это еще и русское «наше всё», знаковая, культовая вещь.

Создал его Петр Ильич Чайковский, вдохновленный поездкой в Германию. В Баварии он увидел изящный, почти игрушечный замок Нойшванштайн («Лебединый»), королевскую фантазию во плоти, и услышал легенду про заколдованных лебедей. Но первоначальный замысел простирался не дальше одноактного балета, притом еще и детского. Над «настоящим» «Лебединым озером» (которое сейчас знаем мы) он взялся работать по заказу дирекции императорских театров. В некотором смысле это была революция в балетном искусстве: до сих пор музыка считалась делом второстепенным, она лишь «подыгрывала» танцорам. Но великий композитор создал такую музыку, которая сама стала вести за собой; для нее понадобился новый подход в балетной хореографии. 4 марта 2022 года исполнилось ровно 145 лет со дня премьеры «Лебединого озера».
К сожалению, славой своего гениального детища Чайковский насладиться не успел. Первая постановка балета в 1877 году провалилась из-за плохой рекламы и плохой режиссуры. Успех пришел уже после смерти композитора. В 1895 году вспомнили о партитуре балета; брат Петра Ильича, Модест Ильич Чайковский, немного переделал либретто, а за постановку взялся сам Мариус Петипа. Именно эту версию, ставшую классической, мы сегодня и знаем. 

Среди исполнителей главных партий много звезд отечественного и зарубежного балета. Пьерина Леньяни вошла в его историю со своими легендарными 32 фуэте, Одетту-Одиллию танцевали и Матильда Кшесинская, и Галина Уланова, и Наталья Бессмертнова, и Майя Плисецкая (в течение 30 лет!), Ульяна Лопаткина и т.д. 
У разных балетмейстеров и постановщиков не счесть иных версий, кроме классической. У Вагановой в начале 20 века были именно птицы-лебеди, а не заколдованные девушки; у Нуреева в середине того же 20 века центральной фигурой стал Принц – одиночка и мечтатель; в современных трактовках 21 века бывает и такое, что все партии, даже традиционно женские, исполняют мужчины; готическая легенда переосмысляется и получает новые толкования; классическая хореография заменяется на танец в стиле модерн и так далее… Наверное, ни одна другая балетная постановка не подвергалась такому количеству творческих экспериментов.
Но, как бы там ни было, «Лебединое озеро» продолжает жить: поскольку тема верной любви, борьбы добра и зла, мечты о счастье не перестает волновать сердца, так же, как и гениальная музыка русского композитора Чайковского, который подарил нам такую красивую, светлую и возвышенную сказку. 
Книги об искусстве балета и знаменитых танцовщиках вы найдете в Центральной городской библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных