Театр на всю жизнь

10:00 23 марта 2024
Автор: Марина Демчук
Мой дед, Николай Васильевич Вершинин, уроженец г. Надеждинска, в студенческие годы увлекся театром. Но еще до того он участвовал вместе с одноклассниками-активистами, комсомольцами в представлениях «Синей блузы». Это театр малых форм, в данном случае любительский. Название получил за «униформу»: свободная синяя блуза и черные брюки у юношей, черная юбка у девушек – классический образ пролетария или пролетарки с агитплаката. Плюс в том, что «синеблузники» очень оперативно откликались на события, происходящие в стране и мире, и своей революционной сатирой громили наши недостатки и вражьи происки. Тут в дело шли и физкультурные этюды, и острое слово, и плакат, и агитбригада, и театрализация. Дед своим участием в «Синей блузе» гордился (на фото – третий справа). А потом поступил в Молотовский (сейчас г. Молотов переименован в Пермь) университет на биофак, несколько товарищей той юношеской поры поступили вместе с ним, но на разные факультеты. Продолжилась дружба, продолжилось и участие в театральных постановках, только уже другого характера. Николай Вершинин занимался в драмкружке, который ставил спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков, советских авторов, писавших «на злобу дня». Говорят, подавал большие надежды. Сохранились программки спектаклей с его участием и автографом режиссера Асватурова. Кто-то из друзей-соперников Николая Васильевича по сцене стал профессиональным актером или режиссером, как, например, Сергей Асватуров (в 1960-х годах работал в Курганском драмтеатре). У кого-то ТРАМ (Театр рабочей молодежи) остался только в памяти - как свет далекой юности. Лица этих людей сохранил старый альбом...


А Николай Васильевич выбрал в жизни другой путь, стал ученым-гидробиологом, хотя увлечение театром осталось навсегда. 
В годы Великой Отечественной, находясь на Дальневосточном фронте, он участвовал в постановках самодеятельного театрика своей родной эскадрильи. В свободное от полетов время молодые летчики ставили спектакли, участвовали в полковой самодеятельности. В качестве актрис выступали красивые девчата из БАО (батальона аэродромного обслуживания). Нешуточные страсти разворачивались не только на сцене. Я помню, как дед рассказывал, что у него была тогда мечта: покрасоваться перед девушками в офицерских хромовых сапожках, что представляло тогда высший шик. Молодость не может отменить никакая война. А Николай был из себя парень видный, шебутной, весельчак и балагур, заводила в компании; понятно, что хотелось «соответствовать». Да и после войны он играл в любительском театре в Перми, потом устраивал «капустники» в родном институте, когда переехал жить и работать в г. Красноярск, и очень любил ходить на разные спектакли, благо чего-чего, а театров в Красноярске хватало.

Полная версия