Современные приборы в поисках пропавшего Ан-2. Почему их не используют?

Автор 12/10/2012 | Просмотров: 242

Какие технические средства поиска могли бы быть использованы при поиске пропавшего самолета Ан-2? Как они могли бы помочь в обнаружении «кукурузника»?

Эти вопросы не раз задавали родные пропавших людей, журналисты, просто неравнодушные люди, кого волнует ситуация с пропавшим и пока не найденным самолетом на борту которого, с большой долей вероятности, было 13 человек.

На сайте газеты «Глобус» народные корреспонденты, среди которых есть и специалисты, и просто интересующиеся товарищи, обнародовали десятки предложений по использованию в поисках Ан-2 достижений технической мысли.

Здесь бурно обсуждали свойства и возможности самолета-беспилотника, самолета-разведчика (которые бывают не только военные), тепловизора, магнитометров, лазерного сканирования, использования радаров, навесного оборудования для аэрофотосъемки и т.п.

Вот лишь две цитаты с сайта:

» Есть такой ещё самолёт — Diamond DA42M-NG В России в единственном числе, принадлежит компании «Башкортостан», базируется в Ульяновске. Что может делать этот самолет? Очень многое. К примеру, составлять подробные карты, сканировать дороги и окружающие из постройки, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередач и другие объекты. Почему бы, например, его не заказать для поисков пропавшего АН 2? Всего-то обратиться в компанию «Башкортастан» по поводу аренды…»

«Существует бортовая лазерная сканирующая система геодезического класса «FALCON III»
FALCON III представляет собой комплект бортового оборудования и программных средств для получения цифровых моделей поверхности (DTM), цифровых моделей рельефа (DSM) и цифровых ортоизображений.
Предназначен для получения расстояний от борта воздушного судна».

Мы обращались к членам поискового штаба с просьбой прокомментировать возможность поиска с помощью называемых технических новинок. В частности, по использованию самолета-беспилотника.

О его прибытии из Ханты-Мансийска в Серов было объявлено в июне, но затем затее дали задний ход. Причиной этого неофициально называли дороговизну использования чуда самолетной техники, а на заседании штаба объяснили, что рельеф местности для беспилотника слишком сложен.

По другим техническим поисковым приборам ответ сводился к одному: в условиях данной местности все эти технические средства неэффективны и бесполезны.

После пресс-конференции в пресс-центре Екатеринбургского представительства «Комсомольской правды», в которой участвовали родители пассажиров Ан-2 и специалисты, занятые на поиске, мы рассказали о совместном с «Комсомолкой» плане — оценить возможности техсредств, предлагаемых читателями для поиска Ан-2.

Сегодня представляем вашему вниманию подборку комментариев специалистов, подготовленные журналистами «Комсомолки».

«На интернет-форумах, посвященных поискам, пользователи раз за разом вспоминают приборы, с помощью которых можно было бы поискать Ан-2. Мы составили список этих устройств и попросили специалистов прокомментировать: насколько они могли бы помочь в поисках кукурузника?

1. Воздушное лазерное сканирование

Лазерное сканирование Фото Тимофея Соркина

Лазерное сканирование Фото Тимофея Соркина

— На борту самолета или вертолета устанавливается лазер, — объясняет действие прибора Сергей Мельников, руководитель компании «Геокосмос», одной из ведущих на рынке геоинформации. — Призма либо зеркальце очень быстро вращаются и проецируют лучи на землю. В итоге на земле получается «облако точек», фиксирующее все места, куда были направлены лучи. Результат — трехмерная модель местности. Найти Ан-2 с помощью лазерного сканирования можно, даже если снимать в ночное время. Лучи пробивают растительность, таким образом, мы можем увидеть то, что находится под кронами деревьев. Интенсивность сигнала, отраженного от дерева, от травяного покрова и от деталей самолета, лежащего на земле, будет разная.

Сложность в том, что это достаточно большой объем данных — несколько сотен тысяч точек в секунду. Поэтому мы видим картинку не сразу на борту самолета, а уже на земле, после анализа, на который уходит несколько часов. К тому же просматривать придется вручную. Программы, которая сама бы искала самолет, нет.

Вертолет с приборами для тепловой аэросъемки. Фото: Геотехнологии.

Вертолет с приборами для тепловой аэросъемки. Фото: Геотехнологии.

2. Тепловая аэросъемка

Специальный прибор — тепловизор — ловит излучение, которое исходит от нагретых предметов, и рисует картинку, на которой вещи с разной температурой помечаются разными цветами. Например, «горячие» выглядят белыми, а «холодные» — черными. С помощью тепловизора, установленного на борту самолета, можно составить карту, где будут отмечены тепловые излучения, исходящие с земли. Этот прибор используют для того чтобы следить за состоянием электросетей, газопроводов, трубопроводов с горячей водой или же подсчитывать численность животных.

Тепловое сканирование. Фото: Тимофей Соркин.

Тепловое сканирование. Фото: Тимофей Соркин.

— Тепловизор — это прибор, который фиксирует разницу температур, — поясняет Владимир Новиков, директор компании «Геотехнологии», одного из ведущих разработчиков геофизического оборудования в России. — Например, можно найти даже след, оставленный ногой человека, но лишь некоторое время, пока существует разница температур между местом, где стояла ступня, и остальной землей. В обычных условиях разница температуры связана с наличием воды, например, в трещинах породы, сооружений и т. д. Поэтому тепловизионную съемку проводят сразу после захода солнца: вода, нагретая солнцем, дольше сохраняет тепло.

В случае с Ан-2 этот прибор помог бы лишь в первые недели, когда была надежда, что люди еще живы. Сейчас польза от него сводится к нулю.

3. Беспилотный летательный аппарат

На выставке вооружений «Оборона и защита — 2012», прошедшей летом в Нижнем Тагиле, показали макет беспилотного летательного аппарата «Форпост», который собирают на Уральском заводе гражданской авиации. «Форпост» видит наземные объекты в радиусе 250 километров. Руководство завода тогда уверяло: «Если бы такой аппарат был у МЧС, то пропавший Ан-2 нашли бы по тепловизорам в первые же дни». Узнав о беспилотнике, родственники пропавших людей сразу же попросили испытать его в деле — отправить в какое-нибудь труднодоступное место. Однако после этого про беспилотник все вдруг забыли. А люди, которые отвечают за «Форпост» на самом заводе, вдруг потеряли желание рассказывать о нем даже журналистам.

Беспилотник. Фото: Тимофей Соркин.

Беспилотник. Фото: Тимофей Соркин.

4. Аэроэлектроразведка

К самолету 70-метровым тросом крепится гондола с датчиком магнитного поля. Сама гондола весит 30 кг. В среднем за час самолет, укомплектованный ею, может проверить около 100 км. С помощью аэроэлектроразведки при поиске полезных ископаемых, рудных тел и минералов составляют карту электрической проводимости — на ней разными цветами помечается, где просто земля, а где металл.

— Этот способ можно использовать, если самолет, например, упал в болото, — рассказал «Комсомолке» Владимир Новиков. — Но это как стрелять из пушки по воробьям. Трудоемкость большая, а эффективность маленькая. Использование воздушных судов нынче влетает в копеечку. Человеческая жизнь, конечно, стоит дорого, но ни один самолет не взлетит, пока не будет оплачено его полетное время. При этом самолет должен вести патрулирование на высоте 300 метров. А с такой высоты следы аварии будут видны и невооруженным глазом. И без спецоборудования можно будет увидеть сломанные ветки, фюзеляж.

Самолет, оборудованный аэромагнитометром. Фото: Геотехнологии.

Самолет, оборудованный аэромагнитометром. Фото: Геотехнологии.

Аэроэлектроразведка. Фото: Тимофей Соркин.

Аэроэлектроразведка. Фото: Тимофей Соркин.

 

 5.  Разведывательный самолет Су-24МР

Су-24МР — российский разведывательный самолет. Он вылетает в указанный ему район, который имеет определенную площадь: в среднем 16 кв. км. Существует, допустим, замаскированный командный пункт противника, и по информации наземной разведки мы знаем, в каком примерно районе он находится. Су-24МР видит тепло, которое выделяет штаб противника, или инфракрасное излучение, если противник говорит по рации. Благодаря этому можно узнать, откуда именно идет сигнал. Исходя из этого, вычисляют ориентировочное местонахождение противника и наносят точечный ракетный удар. Но это на войне. В мирной жизни этот самолет вполне мог бы пригодиться для поиска уральского кукурузника.

Су-24МР нашел бы ан-2, даже если радиомаяк на пропавшем самолете не работает. Разведывательный самолет может найти кукурузник, даже если тот замаскирован или как-то еще скрыт. Фото: архив КП.

Су-24МР нашел бы ан-2, даже если радиомаяк на пропавшем самолете не работает. Разведывательный самолет может найти кукурузник, даже если тот замаскирован или как-то еще скрыт. Фото: архив КП.

— Действительно, такой самолет мог бы быть привлечен к поискам, — признают в Центральном военном округе. — Для этого необходимо обращение в Министерство обороны или, например, в МЧС. Это обычная формальность, она МЧС известна. Но такого обращения не поступало. У нас, допустим, привлекаются силы к взрывным работам во время ледохода весной или к тушению лесных пожаров. Это ни для кого не новость, все об этом знают. Если бы нам указали, что в таком-то районе, площадь которого 16 кв. км, находится пропавший самолет, то Су-24МР его бы нашел, даже если радиомаяк на пропавшем самолете не работает. Он может найти его, даже если тот замаскирован или как-то еще скрыт. Но площадь поисков кукурузника — несколько тысяч квадратных километров. Все равно, что один разведывательный самолет отправили бы проверить всю Францию. И даже если мы по всей стране соберем все Су-24МР, нам их все равно не хватит, чтобы покрыть эту площадь. Будет задействован гигантский технический ресурс, еще больший, чем был. Он будет не сопоставим даже с бюджетом Министерства обороны.

 

6. Спутник «Канопус-В»

Этот аппарат уже в космосе, проходит испытания. Он был создан для того, чтобы прогнозировать землетрясения, следить за сельским хозяйством и чрезвычайными ситуациями: лесными пожарами, наводнениями. 22 июля его запустили в космос, а 22 октября он должен будет получить первое задание — поиск нашего Ан-2.
— На спутнике есть две камеры, — пояснил Виктор Шумейко, заместитель начальника Научного центра оперативного мониторинга земли. — Первая камера цветная. Правда, она не поможет, если при падении Ан-2 развалился на части меньше 10 метров: они будут сливаться с землей. Вторая камера черно-белая — через нее можно различить трехметровые предметы. Но площадь поиска больше всей Свердловской области — порядка 1 миллиона квадратных километров. И на то, чтобы проверить ее, может уйти больше года.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Странные отговорки у специалистов: «обращений не поступало, на поиски уйдет больше года, денег надо много…» Але, народ! Но ведь вы даже не попытались поднять эти суперсовременные штуковины в небо! Для чего, спрашивается, государство выделяло миллионы на создание того же беспилотника? Чтобы хвастать им на выставках? Может, поиски Ан-2 и есть тот случай, когда можно показать свою работу и работу своих изобретений на деле?

ОТВЕТ ПОИСКОВЫХ СЛУЖБ

«Все эти способы — не эффективны!»
Почему перечисленные приборы до сих пор не задействованы в поисках серовского кукурузника? Звоним в МЧС, которое отвечает за операцию на севере области.
— Мы отвечаем только за пешую поисковую группировку! — отрезают в ведомстве. — Все, что касается воздуха, — вотчина Росавиации.
Обращаемся с запросом в Росавиацию, где нас отфутболивают от одного специалиста к другому. Наконец, ответ получен:
— Все эти способы не эффективны, они для обывателей! — заявил «КП» Андрей Прянишников, советник руководителя Росавиации. — Самолет упал в тайге. Вы представляете, что такое тайга?! Там никакое лазерное сканирование или аэроэлектроразведка не помогут. Мы ведем поиск самым лучшим из возможных способов. Сейчас опала листва. Поиски Ан-2 с воздуха должны возобновиться. В воздух поднимутся три вертолета Ас-350 авиакомпании «ЮТэйр» и один Ми-2 авиакомпании «Геликс». Никакого специального поискового оборудования на них не установлено».

comments powered by HyperComments



Поделись новостью в социальных сетях




Андрейка
2012-10-24 11:39:21
Как сказал Надмозг "Какой самолет - такие и поиски".
wozmitel
2012-10-23 21:18:39
Что там беспилотник! На поисках девочек в 2007 году спасателям дали спутниковый телефон. Оказалось, - никто пин-код не знает. Хорошо, - узнали. Оказалось, денег нет на счету! ....Так и не использовали.
Artisan
2012-10-20 04:58:52
[QUOTE] Оптимист: @ 19.10.2012 в 15:56 Какие на фиг 12 часов ?? Это же не дальняя авиация .. А возвращаться на базу? А заправляться? А время подлета ? … [/QUOTE] Я написал рабочего времени, все остальное зависит от желания летунов. В случае войны они из Шереметьево летать собираются, а фронтовой авиацией называются только для красоты? Есть аэропорт в Екатеринбурге, до Серова меньше половины часа подлетное время, есть воздушные заправщики, и дальше по списку. Вероятные союзники летали в 1986 году на F-111 похожих самолетах из англии бомбить ливию и обратно. Преимущество Су-24МР в этом случае в том, что они летают на учениях в любом случае, поэтому для поисков не нужны дополнительные деньги. Кстати за деньги, которые уже потратили на поиски, можно было купить РЛС бокового обзора в подвесном контейнере для использования на других типах самолетов, найти пропавший кукурузник, и сдавать в аренду оборудование для похожих поисков.
Оптимист
2012-10-19 15:56:55
Какие на фиг 12 часов ?? Это же не дальняя авиация .. А возвращаться на базу? А заправляться? А время подлета ? ...
провинция
2012-10-13 20:42:31
Все может быть,это тоже похоже на правду.
.
2012-10-13 16:04:36
Микрофон то от дыхания нагревается и начинает тепло излучать.
100
2012-10-13 15:07:05
+100
Фотограф
2012-10-13 14:40:48
Значит-если любой другой самолёт заблудится (собъётся с маршрута )и потерпит крушение и маяк не сработает-концы в тайгу…? Алексей Борщенко: Вот, пишут на..... парапланерист: Возможно не совсем в тему. В прошлые выходные нашего новичка, на параплане, сильным ветром снесло на лесной массив рядом с небольшим городом. Поехали его искать, спустя 3 часа, уже в полной темноте, руководствуясь подсказками по рации, он наконец то вышел на трассу, весь мокрый, грязный, от усталости с трудом держался на ногах. Рассказал, что приземлился на деревья, спустился вниз, а параплан остался висеть на дереве, пробирался сквозь лесные завалы, болота, ручьи. Сказал, что его унесло километра за 4 от края леса. На следующий день на небольшом самолёте облетели предполагаемую местность, кружили 2 часа, так и не нашли параплан. Вчера ещё один полёт на поиски, полетел уже опытный парапланерист и всего лишь в 400м.от автомобильной трассы увидели висящий на дереве параплан, совершенно в другом месте от предполагаемого места посадки. Что самое смешное всего лишь в 50м.проходила проезжая лесная дорога. Когда искали параплан не вольно приходила в голову аналогия с пропавшим Ан-2.
Фотограф
2012-10-13 14:36:26
Су-24МР видит тепло, которое выделяет штаб противника, или инфракрасное излучение, если противник говорит по рации. Опять чью-то глупость озвучили. Инфракрасное излучение - это и есть тепловое излучение. "если противник говорит по рации", теплового излучения практически нет.
Artisan
2012-10-13 04:14:04
Я извиняюсь конечно, у журналистов вместо головы мешок с опилками? Вам сказали бред, Вы его повторили. [QUOTE] - Действительно, такой самолет мог бы быть привлечен к поискам, — признают в Центральном военном округе. — Для этого необходимо обращение в Министерство обороны или, например, в МЧС. Это обычная формальность, она МЧС известна. Но такого обращения не поступало. У нас, допустим, привлекаются силы к взрывным работам во время ледохода весной или к тушению лесных пожаров. Это ни для кого не новость, все об этом знают. Если бы нам указали, что в таком-то районе, площадь которого 16 кв. км, находится пропавший самолет, то Су-24МР его бы нашел, даже если радиомаяк на пропавшем самолете не работает. Он может найти его, даже если тот замаскирован или как-то еще скрыт. Но площадь поисков кукурузника — несколько тысяч квадратных километров. Все равно, что один разведывательный самолет отправили бы проверить всю Францию. И даже если мы по всей стране соберем все Су-24МР, нам их все равно не хватит, чтобы покрыть эту площадь. Будет задействован гигантский технический ресурс, еще больший, чем был. Он будет не сопоставим даже с бюджетом Министерства обороны. [/QUOTE] Су-24МР летит со скоростью около тысячи километров в час, это триста метров в секунду. РЛС бокового обзора захватывает около двадцати километров в обе стороны от направления полета, то есть изучается полоса шириной сорок километов. Возьмем захват полосы в два раза меньше для надежности поиска. 20 километров ширина полосы умножить на 300 метров в секунду скорость самолета, получим шесть квадратных километров в секунду скорость изучения поверхности земли. То есть этот самолет надежно (с двухкратным перекрытием) изучает поверхность со скоростью 6 (шесть) квадратных километров в секунду. А 16 (шестнадцать) квадратных километров он изучит за три секунды. Квадрат 500x500 = 250,000 квадратных километров, делим на шесть квадратных километров в секунду, грубо получаем 40,000 секунд для надежного изучения всей площади поиска. То есть найти пропавший самолет можно за 12 (двенадцать) часов рабочего времени Су-24МР самолета разведчика. Спасибо за внимание.
.
2012-10-13 00:40:28
Большая часть территории поисков-болотистая местность и редколесие.Действительно сложной местности не более 20 процентов так неужели ее нельзя обследовать техническими способами хотя бы для того чтобы исключить из пешего поиска площади где в нем нет необходимости?
ЖК
2012-10-13 00:04:13
За 1000 часов налёта,обычными цифровыми видеокамерами можно всю область отснять,и не елозить по 6-8 раз по одним и тем же местам.А " новейшие " технологии применять нельзя , вдруг не сработает, а уже разрекламировано.Вот иищут отговорки.
.
2012-10-13 00:09:56
Забыли еще самолет М 55"Геофизика" (http://geoget.ru/content/view/143/244/) Сопровождение поисково-спасательных операций. • Сопровождение поисково-спасательных судов, самолетов и экспедиций и т.п. • Ведение ледовой разведки в акваториях Ледовитого океана и морях, проводка кораблей И аэрофотосьемку
.
2012-10-13 00:27:29
И 2 беспилотника привозили в начале поисков но почему то с одним пультом управления.Впрочем ни один так и не использовали - оказалось что ими некому управлять
Алексей Борщенко
2012-10-12 23:50:52
Значит-если любой другой самолёт заблудится (собъётся с маршрута )и потерпит крушение и маяк не сработает-концы в тайгу...?
Алексей Борщенко
2012-10-12 23:56:13
извините-скопирую сюда Алексей Борщенко: 12.10.2012 в 23:07 Алексей Борщенко: 12.10.2012 в 14:40.Вопрос,который меня интересует-по требованию Золина и решению суда -либо возбудить дело по статье «Угон», либо отказать в возбуждении по обоснованным причинам-чем закончилось?Уже решение вступило в законную силу и сроки прошли-информации нет.Возбудили ,или отказали-кто знает? Ответить Татьяна Шарафиева: 12.10.2012 в 19:21 Л. Суд обязал следствие принять решение по обращению Золина. Решение пока не принято, как я понимаю, но следствие работает и по версии «угон». Об этом нам сообщил руководитель УрСУТ, кот. побывал в Серове. «Глобус» взял у него интервью. Ответить——ТАК ВСЁ-ТАКИ УГОН ТЕПЕРЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВЕРСИЯ????!!!!!А нам бы про интервью с руководителем…и про решение поточнее-есть после суда определённые сроки для исполнения-точно не знаю-но около 15 суток после решения суда(может не права-поправьте)-просто если признают угон-значит многие из нас были правы в своих догадках и размышлениях….а почему следствие «работает и по версии «угон»»????не на ровном же месте!значит есть то,о чём нас не ставят в известность-видимо тайна следствия.Лично я рада-что рассматриваются не одна-две версии-значит я была иногда не права по поводу следствия.Даже если эта версия и ошибочна-пока не найден самолёт-можно учитывать и её существование…Лишь бы она не разрабатывалась в связи с тем,что учли «версию Жириновского»из-за уважения его интереса к поиску-а более объёмно Ответить
медиамагнат
2012-10-12 21:32:15
Предвижу самый реальный из ответов специалистов: "А зачем его вообще искать, если он до сих пор не находится"? -------------- Вообще я начинаю понимать и во многом соглашусь со специалистами от спецавиации. Ведь у них цель поиска имеет явные ограничения по координатам поиска, ведь для этого предаврительно работает разведка и т.д. А здесь что? найди то не знамо что и незнамо где? Пока что в мире нет технологий для всеобъемлющего и эффективного поиска пропавших объектов н площадях от 1 млн. кв. км. И это нужно признать!
Борода
2012-10-12 22:23:28
Друг и бывший коллега по работе прозябает в нищете на пенсии, хотя остался единственным заслуженным изобретателем СССР в области судостроения и обладателем кучи авторских свидетельств и патентов, в том числе и закрытых под грифом... С молодым поколением не общаюсь давно, так как сменил род деятельности. Бывшие коллеги выживают.
Дерсу
2012-10-12 16:10:52
Где сегодня наши Ломоносовы, Кулибины, Королевы?
Ewgenia
2012-10-12 15:43:22
Не понимаю: а зачем тогда все эти суперсамолеты производят? На выставке гламуриться?
для ЖК
2012-10-18 05:00:44
"обычными цифровыми видеокамерами можно всю область отснять" Отснять-то можно. Но снимки должны быть привязаны к местности.
Славик
2012-11-20 01:52:07
И губы и зубы говорящего тёплые и тоже того излучают...
Славик
2012-11-20 01:35:24
Да так и будет, пока случайный следопыт не наткнётся. Как нашёлся Ан-2. (НО ДРУГОЙ АН-2 через 8 лет) http://www.youtube.com/watch?v=MMXJPx3BKTs
Славик
2012-11-21 04:39:56
SOS Россия в штопоре?! Авиакатастрофы в России происходят чуть ли не каждую неделю, унося десятки жизней, становясь, по существу, «русской рулеткой». Однако самое страшное заключается в том, что правительственные комиссии, расследуя причины авиапроисшествий, стремятся свалить всю вину на погибшие экипажи... http://3rm.info/30425-rossiya-v-shtopore.html
Славик
2012-11-20 23:41:53
К вопросу можно услышать дальнюю р/ст в УКВ диапазоне? Подтверждаю дальние радиостанции на УКВ принять можно. В Кызылкумах в г.Зарафшане в 80-х на ламповую радиолу Романтика 103 иногда летом были слышны радиостанции Маяк то ли из Бухары, Нукуса, или Самарканда короче не знамо откуда но прохождение было чуть громче уровня шумов. На эту же радиолу в Ижевске на УКВ то ли весной то ли осенью в 90-х было слышно Польское радио, а это 2000км (правда у меня ещё кусок антенны был подключен но в другое гнездо КВ СВ может от неё на внутреннюю Антенну УКВ шлейф давала наводки и усилял сигнал). И ещё вспомнил в г. Джалал-Абаде ремонтировал какой то телевизор в телемастерской 3 класса вроде “Весна” (точно не помню но телевизор обычный невзрачненький) часов в 10-11 утра на экране появилась заставка-таблица с надписью Пакистан - Исламабад. Я еще тогда очень удивился и одного мастера узбека позвал посмотреть. Что интересно другие телевизоры цветные ничего не показывали! А Исламабад это 800 км через горы Тянь-Шань по 5000 – 7000 км высотой покрытые снежными вершинами и облаками. Как радиоволна преодолела такое расстояние непонятно ведь нас учили, что в УКВ выше 30 000 кГц (30 Мгц - до 100Мгц) радиоволна прямолинейна в пределах прямой видимости. Конечно эта возможно как кратковременное явление и зависит от разных факторов.
tn pas cher
2012-12-09 07:22:09
Those that would likely choosing the best formula from an enemy, relay to the item to never companion.

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.