Серов
15 °C
$91,78
98,03
Присоединяйтесь к нам:

«Чтобы Кошай задышал». В селе ратуют за возрождение храма, на фундаменте которого построили магазин

«Чтобы Кошай задышал». В селе ратуют за возрождение храма, на фундаменте которого построили магазин
Не так давно в этом здании располагался магазин. Сейчас здесь проходят службы. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

В селе Кошай, что в Сосьвинском городском округе, центральная улица – улица Ворошилова. Одни из первых жителей села, еще четыре сотни лет назад были Ворошиловы, вероятно, в честно одного из представителей этого рода улица и получила название. На улице Ворошилова находятся школа, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, памятник 400-летию села. Здесь же небольшое одноэтажное здание - закрытый магазин, построенный на фундаменте бывшей церкви.

Однопрестольная деревянная церковь, освященная в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1866. Закрыли церковь в 1930 году, позже здание сгорело. Так сказано в книге «Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия», которую написали Николай Рундквист и Ольга Задорина.

Церковь новокрещенных вогул

Церковь села Кошай упоминается в некоторых справочниках, изданных в начале прошлого столетия. В частности, в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии», вышедшей в 1902 году, говорится, что общее число прихожан тогда составляло 1205 человек.
«Кошайское село находится при р. Сосьвѣ въ 381 в. отъ Екатеринбурга и въ 81 в. отъ Верхотурья. Прихожане большею частiю русскаго племени и, отчасти инородцы – всѣ православные. Деревни составляющiя приходъ, слѣдующiя: Струнина, 3 деревни Молвы, Савина, Киселева, Ларищева, Мишина и Соловьева. Число прихожанъ мужскаго пола 584 ч., женскаго пола 621, а обоего пола 1205 человѣкъ. Храмъ въ Кошаѣ деревянный въ честь иконы Божiей Матери «Владимiрскiя», построенный въ 1866 г. съ благословенiя Неофита, Архiепископа Пермскаго и Верхотурскаго, иждивенiемъ прихожанъ. Приписанными къ этому хаму были ранѣе: Сосьвинскiй, Романовскiй и Семеновскiй».
Вероятно, это была не первая церковь, построенная в селе Кошай. 
В «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии, с общим историческо-экономическим очерком и приложением карты уезда в границах административного деления России в 1734 г.» говорится, что церковь в Кошае была уже в 18 веке. Словарь был издан в 1910 году. Автор словаря Иван Кривощеков отвел Кошайскому селу около полутора страниц.
От храма 1866 года построийки остался только фундамент. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В словаре говорится, что село было образовано при впадении реки Неглы в реку Сосьву.
«Одновременно съ постройкой города Верхотурья, помимо Бабиновской дороги, караулы были устроены и по направленію къ городу Пелыму. На Верхотурско-Пелымской дорогѣ былъ устроенъ Кошайскій караулъ на рѣкѣ Сосьвѣ въ 1600 году, близъ границы Верхотурскаго уѣзда съ Туринскимъ, Тобольской губ.», – сказано в словаре. 
Известно, что в первые годы существования Кошайского села, один из его жителей, некий Ворошилов, занимался солеварением.
«Въ 1714 году во время проповѣди христіанства между вогулами митрополитомъ Тобольскимъ и Сибирскимъ Филофеемъ, сосѣдніе вогулы, жившіе въ нынѣшнихъ деревняхъ Мишиной и Савиной, приняли христіанство отъ самого Филофея и уже по списку отъ 1718 года о новокрещенныхъ вогулахъ видно, что въ Кошаѣ была церковь во имя Пресвятой Богородицы, къ приходу которой и были приписаны всѣ новокрещенные Сосьвинскіе вогулы, слѣдующихъ юртъ: Мишиной, Кумычевыхъ, Ахлисчеевыхъ, Сотриныхъ, Морозовыхъ, Ципилевыхъ, Онисимовыхъ и Багрицкой волости, всего въ числѣ 169 человѣкъ обоего пола», – сказано в словаре. 
Кривощеков пишет, что вогульский апостол Филофей в 1720 испросил тысячу рублей для постройки храмов новокрещенных вогул. И на эти деньги было построено 37 церквей: «возможно предположить, что и первый храмъ въ Кошайскомъ былъ построенъ въ числѣ помянутыхъ 37 церквей». 
Село Кошай на карте 18 века, приложенной к словарю Кривощекова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

«Люди не стремятся к духовному обогащению»

Геннадий открывает тяжелый амбарный замок и опускает засов, на который закрыто здание. Мужчина – староста церкви.
– Насколько я знаю, церковь здесь начали строить в 1860 году. Закончили – в 1866 году. Освящена она была в честь иконы Владимирской Божьей Матери. Церковь функционировала. Потом – революция, гонения. После революции в здании был клуб. Позже его сожгли – церковь была деревянная, от нее остался только каменный фундамент, – рассказывает староста. 
Геннадий приобрел здание бывшего магазина около трех лет назад. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Современное здание на старом фундаменте, по словам Геннадия, построил Райпотребсоюз. А около трех лет назад мужчина выкупил это здание.
– Лет десять назад обращался в областной потребсоюз. После этого ко мне обратилась председатель Райпотребсоюза Сосьвы. Говорит: «Хотели купить? Приезжайте, приобретайте», – рассказывает Геннадий и объясняет, что подвигло его на такой поступок. – У меня здесь корни по материнской линии – моя бабушка из Алексеевки (Алексеевка уже слилась с Кошаем, – прим. «Глобус»). Девичья фамилия у нее была Ворошилова, звали Агафьей Петровной. Она сюда ходила молиться. Потом вышла замуж за Молвинских Федора Васильевича. Фамилию сменила на Молвинских. Жила на Молве.

Сам Геннадий родился и живет в Сосьве. Но с селом Кошай его многое связывает.
– Я сюда ездил к родственникам. У меня здесь два двоюродных брата и родной брат по отцу. Смотрю – люди не стремятся к духовному обогащению, духовного развития вообще никакого, тотальное пьянство. Ни одной коровы в селе нет. Говорят, что быков здесь нет и коров держать не целесообразно. А потом, если бык появится, скажут – коров нет, быка на мясо. И все... Люди не стремятся к развитию. Я думаю, что духовное обогащение как раз даст им толчок – чтобы Кошай задышал. 
Отец Сергий проводит службы в этом здании. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Сейчас в здании проходят службы. Храм в Кошае под свое крыло взял настоятель храма Николая Чудотворца иерей Сергий Михалев.
– На престольный праздник – день Владимирской иконы Божьей Матери – мы всегда сюда приезжаем, – говорит батюшка. – В этом году у нас первый раз прошел крестный ход – на Покров. Для нашего прихода это событие неимоверное. Шли пешком от Сосьвы до Кошая около 15 километров. В ходе приняли участие 12 человек. Для нас это хорошо. Замечательно, что есть активные прихожане. Геннадий, как староста, выкупил это здание. Сейчас мы вместе находим какие-то пути выходы. 
Здание постепенно ветшает. Где-то осыпаются потолки. Проблемы с окнами. Но сам фундамент выглядит весьма надежным. 
Отец Сергий отмечает, что нужна экспертная оценка как здания, так и фундамента, чтобы строить дальнейшие планы. Но староста и батюшка говорят, что желание, чтобы в Кошае появился храм, у них есть. 
– У нас и прихожане сюда приезжают на молебны. И кошайцы – за. Но они почему активность не проявляют. Они думают, что их за нос водят что ли – не доверяют. Говорят: «Вот пускай начнут, а мы поддержим», - рассказывают отец Сергий и Геннадий.
В этом помещении проходят службы. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Крест и икона

С восточной стороны здания установлен деревянный крест. Его поставил Геннадий.
– Там, якобы, похоронены священники, которые служили здесь. Местные люди это рассказали. Опять же, к этому кресту можно приходить и молиться, – говорит мужчина и показывает бережно завернутую в полотенце икону.
Икону Знамение Пресвятой Богородицы передал Геннадию один из местных жителей. Эта икона находилась в храме, разрушенном в начале 20 века. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Икону Знамение Пресвятой Богородицы передал Геннадию один из местных жителей. Эта икона находилась в храме.
– Это икона именно из того храма, – говорит Геннадий. – Отец человека, который передал мне эту икону, с товарищами, якобы, сбрасывали колокола с этой церкви. А он в трехлетнем возрасте, якобы, видел это все. Потом отца забрали на войну и в 1941 году убили. Второй человек, который, якобы, сбрасывал колокола, погиб через неделю-две – его молнией убило.
Геннадий, рассказывая о событиях начала прошлого века, часто использует слово «якобы». Оно и не удивительно, ведь свидетелей уже нет в живых. И все, что известно, передавалось из уст в уста. Скончался и человек, сохранивший икону.
– Он эту иконку сохранил и мне отдал перед смертью. Он скончался в позапрошлом году. Он говорил, что где-то на чердаке есть еще вторая икона. Но у него были больные ноги, а мне неудобно было там лазить. В Екатеринбурге живет его дочка, я хочу через нее попробовать найти, – рассказывает староста. 
Что же касается колоколов, то их, по местной легенде, закопали рядом с храмом, на глубине 7 метров. Но где конкретно – неизвестно.
С восточной стороны здания Геннадий установил крест. Местные жители рассказывают, что на этом месте были похоронены священники. Фото: Ирина Смирнова, "Глобус"
Если кто-то хочет помочь в вопросе создания храма в селе Кошай, может обратиться к отцу Сергию Михалеву по телефону: 8-900-043-99-29.


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных