Как варят сталь

Автор 24/07/2016 | Просмотров: 591

Всем известно, что ПАО «Надеждинский металлургический завод» является градообразующим предприятием – без него не может жить и развиваться наш любимый город Серов. Что же происходит за высокими бетонными стенами завода? Многим было бы интересно поприсутствовать при выплавке стали и не только увидеть, но и понять происходящее. Предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в мартеновский цех, а экскурсоводом будет мой дед, Гаврилов Сергей Федорович, инженер-конструктор, проработавший на металлургическом заводе 25 лет.

Итак, сталь варят в дуговой сталеплавильной печи с объемом 80 тонн стали, сокращенно ее называют печь ДСП-80.

Электросталеплавильный цех находится в центре завода. Подходим к его длинной, высокой громадине по пешеходному переходу пересекая многочисленные железнодорожные пути. Внимательно смотрим по сторонам – цеху для производства стали необходимо много материалов. Все подвозится в железнодорожных вагонах неутомимыми маневровыми тепловозами. Вот и цех и поднимаемся по металлической лестнице на высоту четвертого этажа – почти под крышу цеха, на переходный мостик. На мостике относительно безопасно, и мы с него наблюдаем работу цеха. В цехе сумрачно и пыльно. Людей почти не видно, внизу ходят трое рабочих все в касках и респираторах. Перед нами два громадных мостовых крана грузоподъемностью по 150 тонн. Вдали, метров за триста видна печь ДСП-80. Печь в виде большой неглубокой стальной тарелки диаметром метров восемь сверху закрыта стальной крышкой с опушенными сквозь крышку тремя электродами. Печь мерно и мощно гудит, сквозь многочисленные щели вырывается ярко желтое свечение расплавленного металла. Это доваривается предыдущая плавка металла. В цехе в это время идет подготовка к следующей плавке. Внизу видим на железнодорожной платформе стоят три больших прямоугольных коробки доверху наполненных изрезанным на куски металлом. Коробки настолько велики, что на железнодорожную платформу помещаются только три коробки. Мостовой кран, по команде рабочего, двумя крюками в рост человека подхватывает коробку, поднимает ее, и вываливает из коробки металл в громадную круглую бадью, стоящую рядом. Бадья из толстого металла велика – ее диаметр пять метров, и высота шесть метров она может вместить в себя сто тонн металла. Мостовой кран подхватывает бадью и ставит ее на гигантскую тележку. Тележка не простая – она перевозит бадью с металлоломом на участок загрузки чугуном, одновременно взвешивая ее.

Перемещаясь, тележка издает громкие пронзительные звуки: «бип-бип», эти звуки перекрывают весь шум цеха и прямо-таки бьют по мозгам. Загрузку бадьи чугуном в виде слитков и обломков производит грейферный мостовой кран. Грейфер крана, растопырив свои шесть мощных лап, опускается в вагон со слитками чугуна. Заработала гидравлика, лапы грейфера с силой сжали слитки, и кран перенес их в бадью. Весы на тележке показывают вес полной бадьи. Вот необходимое количество чугуна загружено и тележка с громкими звуками «бип-бип», отправилась в обратный путь к печи ДСП-80.

В это время печь совсем затихла, стали подниматься ярко красные раскаленные электроды.

Расплавленная сталь ярко светящимся ручьем вытекает из чаши печи в большой ковш. Ковш в виде большого стакана из толстой стали выложен изнутри жаростойким кирпичом, он вмещает в себя всю выплавленную сталь из печи ДСП-80. Мостовой кран подхватывает ковш, который весит с металлом около 100 тонн и уносит его на дальнейшую обработку. В это время мощная гидравлика приподнимает крышку печи и отводит крышку в сторону. Мостовой кран забирает полную чугуна и металлолома круглую бадью и переносит ее к открытой печи, Бадья не простая, ее дно может открываться, раздвигаясь в стороны. Прицелившись, крановщик, с помощью вспомогательного крюка, открывает дно бадьи. Холодный металл падает в раскаленную тарелку печи. Раздаются взрывы, вверх взмывает пламя и большое облако дыма. Подъемный кран уносит пустую бадью, гидравлика закрывает крышку печи и три толстенных электрода диаметром по полметра пошли вниз. Вот раздается грохот и рев, от которого за триста метров от печи внутри человека дрожат его внутренности. Взмывает облако рыжего дыма, рассеченное яркими фиолетовыми молниями. Это гигантский ток в 10000 ампер на каждом электроде сжигает и плавит выступающие куски твердого металла. Через несколько минут взрывы прекращаются, рев становится потише и фиолетовые молнии сменяются ярко красным свечением, это выступающие куски твердого металла утонули в расплавленной стали и процесс плавления вошел в более спокойную фазу. После расплавления всей стали и нагреве расплавленной стали до примерно 1500 градусов Цельсия, ток электродов снижают – сталь сварена и готова к выпуску. Весь процесс плавки от завалки металла в печь до следующей завалки занимает около часу времени. Все операции плавки, перемещение электродов, величину тока через электроды контролируют и управляют несколько ЭВМ под присмотром трех сталеваров. Мощность печи, которой управляют эти три сталевара, равна 40 миллионов ватт.

Для того чтобы печь ДСП-80 могла работать, была построена специальная высоковольтная линия, протянутая напрямую от мощной электростанции. За год печь ДСП-80 выплавляет до 600 000 тонн стали. Этого количества стали хватит для изготовления такого количества железнодорожных рельсов, что из них можно построить железную дорогу протяженностью 4000 километров.

Выходя из цеха, мы были потрясены увиденной мощью производства, сложностью и трудностью работы рабочих в цехе.

Вот теперь мы имеем представление о том, как достижения науки и развитие производства позволяют десяткам тысяч людей в масштабе нашего города жить комфортной жизнью, работать в условиях, не вредящих здоровью и пользоваться всеми благами цивилизации. Особая благодарность за это нашему заводу.

Некрасова Марина Олеговна.

comments powered by HyperComments



Поделись новостью в социальных сетях




Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама