Серов
-2 °C
$91,69
98,56
Присоединяйтесь к нам:

Вагон-электростанция, вагон-санпропускник, штабной вагон. Что входит в состав "Эшелона Победы"

Вагон-электростанция, вагон-санпропускник, штабной вагон. Что входит в состав "Эшелона Победы"
"Эшелон Победы" - история на колесах. Фото. Ирина Смирнова, "Глобус"

В середине апреля был заявлен приезд в Серов ретропоезда "Эшелон Победы". Накануне 9 мая стало известно, что торжественного прибытия поезда в Серов не будет. Это мероприятие отменили по "техническим причинам". Вечером 9 мая ретросостав все же прибыл на станцию Серов-Сортировочный - на техническое обслуживание. Вечером 9 мая "Эшелон Победы" из Серова отправился на север.

Утром 11 мая ретросостав “Эшелон Победы” вновь заехал в Серов на техническое обслуживание. Поезд находился в тупике на железнодорожном вокзале. К вагонам доступ перекрывал забор и охранники. Корреспондентам “Глобуса” удалось пообщаться с экскурсоводами ретросостава и сфотографировать вагоны изнутри.
На станции "Эшелон Победы" приезжает украшенный флагами, транспарантами, цветами. Фото: Ирина Смирнова, "Глобус"
С посетителями на станциях общается участник "Эшелона Победы" Татьяна Торопова. Женщина второй год участвует в проекте. В ее обязанности входит рассказать про штабной вагон военно-санитарного поезда №227. Информацию для экскурсий Татьяна Александровна берет из проверенных источников. Лекции предоставляет начальник эшелона Евгений Здоровенко, большая часть информации взята из музеев Российских железных дорог. По словам Татьяны Тороповой, даже неугомонные школьники на время экскурсии замолкают и увлеченно слушают рассказ.
- Многие посетители ретропоезда плачут, они вспоминают рассказы людей, прошедших Великую Отечественную войну, тех, кто реально ездил на таких поездах и спасал людей, - рассказывает Татьяна Торопова. - За годы ВОВ было сформировано много военно-санитарных поездов, главной задачей которых была эвакуация раненых бойцов с поля боя к месту их лечения. Военно-санитарный поезд №227 был создан силами Егоршинского отделения Свердловской железной дороги. Первый рабочий выезд поезда состоялся 28 декабря 1941 года. Он состоял из 18 вагонов. Для лежачих бойцов было оборудовано 10 вагонов, остальные служили в помощь, чтобы поскорее поставить бойцов на ноги. За годы ВОВ более 5 миллионов человеческих жизней спасли такие поезда.

Татьяна Александровна рассказала, какие вагоны можно было встретить в военно-санитарном поезде: 
- Был офицерский вагон, был вагон, в котором выпекали хлеб, готовили еду, электричество вырабатывал вагон-электростанция. В вагон-санпропускник попадали раненые бойцы, их обмывали, одежду отправляли в стирку, а раненых - в операционную или перевязочную, где хирурги решали их дальнейшую судьбу. Тяжело раненых бойцов помещали к лежачим больным, с легким ранением отправляли в солдатскую теплушку, которая была рассчитана на 40 солдат. 
Все важные дела и вопросы решались в штабном вагоне, поясняет участник проекта.

- Центральное место в штабном вагоне называлось "клубом", здесь собирался весь руководящий состав поезда. Здесь принимались решения - сколько бинтов нужно подготовить для раненых бойцов, сколько еды, лекарств и сколько можно еще принять бойцов, -
продолжает рассказ Татьяна Александровна. - В штабном вагоне располагалось три купе. В первом жил военный хирург. Сейчас современный хирург выполняет не больше пяти операций в день, в годы ВОВ - до 30 операций ежедневно. Следующее купе - швейная мастерская, где восстанавливали пробитую одежду бойцов и шили постельное белье для военно-санитарного поезда. Было купе начальника состава. Его слово всегда было решающим в любой ситуации. Он один отвечал за все. В начале войны такие формирования немцы не трогали, с 1942 года массово начали уничтожать. За один сожженный вагон немцы получали награду "Железный крест", если удавалось уничтожить весь состав, то им давали три дня отдыха и солидную денежную премию. Такова была цена 470 человеческих жизней.
На стенах штабного вагона висят старые схемы и портреты Иосифа Сталина. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"
На рассказ у экскурсовода уходит от 5 до 10 минут, все зависит от количества желающих послушать историю.
Еще одна экскурсия проводится в вагоне-санпропускнике. О его истории поведал начальник "Эшелона Победы" Евгений Здоровенко.
Вагон банно-прачечного дезинфицирования. Здесь солдаты могли отдохнуть и попариться. Такой вагон действовал с 1904 года, в первую мировую войну активно использовались. К 1941 году оставалось всего 8 таких поездов. В народе их называли поезд-баня. Они стояли на распределительных станциях в тупиках. В вагоне была раздевальня - грязная зона, где снимали грязную одежду, нательное белье. В вагон запускали по 30-40 человек. На все давалось час времени. Грязное нательное белье уносили в прачечную, чистую одежду складывали в одевальне. Грязная вода сливалась на рельсы. Солдаты мылись хозяйственным мылом. Грязные вещи обрабатывались под давлением пара с формалином, - рассказывает Евгений Георгиевич. - Информация для экскурсий тщательно отбирается. В нашем подразделении есть 23 технические библиотеки, берем информацию из архивных источников, есть музейные комнаты. Помогают сохранившиеся вырезки из газет и воспоминания ветеранов.
В раздевальне поступающие оставляли грязную одежду. Фото: Ирина Смирнова, "Глобус"
Во время стоянки ретропоезда любой посетитель может зайти в вагон, посмотреть обстановку, увидеть раритетные вещи. На стенах висят портрет Иосифа Сталина и схемы движения поезда. Есть возможность побывать в кабине паровоза. Посмотреть на топку, в  которую закидывается уголь. В "Эшелоне Победы" хранится часть истории железной дороги военных лет. 

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных