«Дрезден», «Печаль», «Ирис», «Каталония», «Русь», «Питер», «Гранд» – это не названия тортиков, не названия цветов, как может показаться на первый взгляд. Это – модельный ряд гробов. Точнее, лишь маленькая его часть. «Ватерлоо», «Рамзес», «Рояль» (вы хотите, чтобы вас похоронили в рояле?), «Барон», «Скиф» и многие, многие другие гробы и даже целые саркофаги можно было в октябрьские дни найти в павильоне №69 Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).
На выставке были представлены компании не только из всех уголков России, но и из Китая, Словакии, Венгрии, Италии, Чешской республики, Германии, Нидерландов, Белоруссии.
На протяжении нескольких лет выставка «Некрополь проходит в партнерстве с крупнейшей европейской выставкой TANEXPO. Президент TANEXPO Альберто Леанза в приветственном слове отметил, что это сотрудничество продолжается уже 5 лет.
Ритуальная отрасль тесно связана с религией, с традициями, верованиями, суевериями. Поэтому и на выставке без представителей церкви было не обойтись.
– Церковь всегда внимательно относилась ко всему, что связано с благородным, хотя и печальным, делом – проводом усопших в мир иной, сохранении памяти о почивших, – отметил священник Сергий (Матюшин), кандидат богословия Русской православной церкви. – Это дело служения преемственности поколений на земле. Мы, христиане, смотрим на тело человека как на сосуд духа святого и забота о теле может быть связана с почитанием святых мощей. Тело каждого человека для близких представляет ценность. Поэтому забота о сохранении мест захоронений является очень важной и ответственной работой. А мы, люди церкви, внимательно смотрим за вашими трудами, чтобы они соответствовали многовековым традициям нашего народа, православной церкви.
Михаил Григорян, представитель Российского объединенного Союза христиан Веры Евангельской, в своей речи сделали упор на межконфессиональное сотрудничество:
– В протестантизме тема похорон занимает особенное место. Благодаря популярной культуре, протестантские традиции сегодня стали всем известны. Всем знакома картина, когда стоит преподобный в колорадке и венчает пару. Или другая картина, когда священник стоит у могилы. В этом есть некая историческая справедливость. Потому что начиная с XVII-XVIII веков протестантизм занял огромную роль в становлении России. Наука, промышленность получили свое развитие во многом благодаря протестантским ученым. К сожалению, в современной истории это было забыто, как и то, что в дореволюционной России существовали протестантские кладбища. Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране, мы уважаем все конфессии и культуры и подобная выставка для нас – ярчайший пример технического, культурного, религиозного сотрудничества.
– Основная концепция нашей компании – сохранение ресурсов планеты, – говорит Екатерина Спицина, автор идеи, соучредитель компании. – Вся наша продукция сделана из вторичного сырья. Мы не перерабатываем дерево. Для изготовления картона используется уже переработанное сырье. Естественно, такие гробы наносят меньше вреда экологии при захоронениях и при кремации – в процессе разложения они не наносят вреда почве, абсолютно безопасны для экологии при сжигании в крематории. Мы постарались сделать гробы максимально красивыми. Где-то адаптировали под привычный для людей внешний вид – классические цвета, формы и так далее. Клиенты это все воспринимают по разному. Конечно, это тенденция будущего. Забота об экологии в Европе очень развита на сегодняшний день, там это привычно и нормально. Для наших граждан это пока не очень привычно, это что-то новое. Но уже 10% – это наши клиенты. То есть, каждый десятый человек, который к нам заходит, безо всяких объяснений говорит – это вау!
Второй плюс эко-гробов – дешевизна. Эко-гроб значительно дешевле деревянного.
– Мы вообще не проводим аналогий нашей продукции с традиционной, – отмечает Екатерина. – Тут вопрос, что считать гробом. Например, гнилые доски обитые дешевой тканью – это издевательство, я не могу это считать гробом. В крематории Симферополя мы предлагаем такую услугу как прощание с умершим в «прокатном» гробе, который красивый, деревянный, а потом тело помещается в картонный гроб и сжигается. Это хорошо и с точки зрения этики по отношению к планете Земля, и с точки зрения привычных стереотипов.
Помимо картонных гробов компания предлагает картонные биоразлагаемые урны для праха. При захоронении праха в такой урне, он не покоится веками, как в каменной, а разлагается вместе с «упаковкой».
– Мы работаем с 1994 года, были практически первыми на рынке. А в 1996 году я пригласил в компанию художника Романа. Нашел я его на вернисаже, – рассказывает директор компании «ЛиМоКо» Сергей Спирин. – Производство было в Москве и пришла в голову такая идея – почему бы не расписывать гробы. Выяснили возможность рисования библейских сюжетов на гробах. Потому что были нюансы. Например, многие говорят, что изображение Иисуса нельзя закапывать. Мы узнали в патриархии, там объяснили, что если изделие с изображением закапывается, то нельзя, чтобы земля попадала на лик. Мы его закрываем бархатной тряпочкой и тогда такой гроб можно закапывать в землю.
Компания «ЛиМоКо» не работает с частными лицами, а только с ритуальными организациями. Расписные гробы отправляются по всей России – и на Сахалин, и в Магадан, и на Камчатку...
Сергей Анатольевич отмечает, что подобные гробы приобретают как для дальнейшей реализации частным лицам, так и для украшения выставочных залов.
В самой дальней части экспозиции расположился автопарк – катафалки различных марок и размеров. Среди них и знакомые многим серовчанам модификации «ГАЗели» от компании «Луидор», которые есть в автопарке Уральской мемориальной компании «Обряд».
– Компания «Луидор» имеет большой спектр направлений, основное – продажа автомобилей, преимущественно, марки ГАЗ, – рассказал Денис Тарасов, коммерческий директор компании «Луидор». – Занимаемся продажей автомобилей марки Toyota, недавно открыли новый дилерский центр по продаже Volkswagen. У нас много направлений. Ритуальной направленности мы реализуем только автомобили марки Volkswagen и марки ГАЗель. Сегодня мы представляем автомобиль-катафалк на базе «ГАЗель Бизнес». Новая линейка автомобилей имеет более дорогой сегмент. Самое оптимальное – «ГАЗель Бизнес». Высокая крыша, колесная база либо 4 на 2, либо 4 на 4 – самый ходовой, самый бюджетный, самый оптимальный вариант с точки зрения цены и качества.
В ритуальной выставке компания участвует уже 5-й год. Денис Олегович отмечает, что «Некрополь» - это, прежде всего, постоянное общение с новыми клиентами, встреча со старыми друзьями, старыми знакомыми.
Президент Японского похоронного исследовательского культурного общества Митсуру Фукуда прочитал собравшимся лекцию о современном похоронном сервисе в Японии. Интересным фактом для присутствующих стало то, что в Японии только 2% от всех тел подвергают вскрытию перед захоронением. В России эту процедуру делают практически всем умершим.
В последние годы в Японии популярным стал новый вид кладбищ – многоэтажные здания, в которых хранятся тысячи клумб с прахом.
О христианских кладбищах и погребальных традициях в Америке рассказал Алан Джеймс МакКиннон, сертифицированный руководитель кладбища и выпускник международного Университета ассоциации похорон кладбищ и крематориев.
А в первый день работы выставки прошел показ траурной одежды, организованный Российской академией художеств, Международной ассоциацией «Союз дизайнеров» и творческим союзом художников России.
На протяжении всех трех дней работы выставки проводились мастер-классы и конкурсы.