Театр - это когда ты не понимаешь, как это сделано
О роли театра в жизни малых городов и о театре вообще - мнения профессионала и любителя
2019 год, объявленный в России годом театра, близится к своему завершению, но разговоры о театре с широкой публикой бывают так редко и такие они поверхностные, что ли - на уровне анонса нового спектакля, на уровне письма-рецензии, что мы решили срочно исправить эту ситуацию. Потому что театр - и тут нельзя не согласиться с нашими собеседниками - будет вечным.
О театре, о его роли в жизни общества, о том, что важнее - талант или театральное образование, и не только об этом сегодня рассуждают бывший главный режиссер Серовского театра Драмы Петр Незлученко и Ирина Быкова, библиотекарь центральной библиотеки Краснотурьинска и по совместительству руководитель театрального объединения "Мой театр". Мы подготовили для наших экспертов одинаковые вопросы и получили, разумеется, совершенно разные ответы. Чья позиция вам ближе?
Представляем вам наших экспертов
Кликайте по фотографии, чтобы узнать больше об участниках сегодняшней дискуссии
Нужен ли театр маленькому городу? Зачем?
Петр Незлученко:
Не понимаю, зачем обижать малые города таким вопросом вообще, потому что театр нужен везде, где он возможен. Зачем малым городам нужны школы, библиотеки, больницы и подобное? Мы же не задаем такие вопросы? Если говорить о том, нужен ли театр вообще в России, тогда можно подискутировать. А так - как в больших городах, так и в малых театр выполняет одни и те же задачи. Единственное, в малых городах у театра посложнее ситуация и посложнее задачи - если в крупных городах есть и театр юного зрителя, и драматический театр, то в малом городе театру приходится сочетать в себе все функции, чтобы обеспечить культурой все слои населения.
Ирина Быкова:
Театр нужен всем городам, а маленьким - особенно. У нас особо и выйти некуда, разве только замуж. А душой отдохнуть, а детей к прекрасному приучать? Энергетика театра – живая, почти осязаемая и ее не сравнить с кино и интерактивными развлечениями.
Какой театральный репертуар, на ваш взгляд, особенно востребован сегодня - на какие вопросы театр помогает отвечать зрителю, что ему дает?
Петр Незлученко:
К сожалению, особенно востребован сегодня, и вчера, и в будущем будет репертуар развлекательный, потому что большинство зрителей не очень любят подключаться и получать от театра боль и, так скажем, шоковую терапию. А если мы о том, о чем важно сейчас говорить - сегодня об одном, завтра о другом, но это всегда какие-то болевые точки, соприкосновение с чем-то, мы, актеры, это чувствуем и стараемся реагировать. И, конечно, ни на один вопрос театр не сможет дать четкого ответа зрителю, он может что-то добавить к собственному пониманию какой-то проблемы, истории - ответы каждый ищет сам.
Ирина Быкова:
Скажу по опыту: нужны спектакли для детей - и по сказкам, и «за жизнь». Например, спектакль семейного театра «Небесные лучики» «В организме у лентяя» - интересно, смешно, но со смыслом! Спектакли для молодежи нужны, важно рассказать о проблемах, которые волнуют каждого (спектакль Романа Сенина «Мы - здесь и мы – есть»). Ну и классику - для ценителей жанра - никто не отменял.
Актер - талант или образование? Что первичнее?
Петр Незлученко:
Это вечный вопрос. Давно известно, что на таланте долго не вывезешь - необходимы ремесло, опыт, образование… Я встречал очень много артистов, которые, может быть, изначально были не очень талантливы, но этот талант они в себе нашли, открыли, развивали его - самообразованием, опытом, большой работой над собой… Например, себя я никогда не считал талантливым, я, скорее, рабочая лошадка…
Ирина Быкова:
Многие знаменитые артисты театра и кино окончили учебные заведения, далекие от творческой деятельности, но это не мешало им преуспевать на сцене (Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Юрий Никулин). Непреодолимое желание реализоваться в актерской профессии - это половина успеха. Другой вопрос, что даже прирожденному таланту необходимо постоянное развитие и самосовершенствование.
Не так давно член Общественной палаты России Павел Пожигайло сказал прямо странное - мол, театры закрыть и запретить изучать английский. Как вы к этому относитесь? Что бы вы ответили господину Пожигайло?
Петр Незлученко:
О чем тут говорить вообще? Какой тут серьезный диалог может быть? Обычный бред. Человеку, видимо, захотелось как-то нашуметь, засветиться… Это Россия наша такая - у нас включатель называют выключателем. Вместо того, чтобы думать, что открыть или создать, нужно в первую очередь заняться тем, что запретить, что нельзя делать людям. Мы ведь сами видим, куда мы движемся, куда мы возвращаемся, точнее сказать… Мне и ответить нечего на это. Разве что - не стоит заниматься фигней, а заняться проблемами ЖКХ и дорогами, например. У нас, мне кажется, хватает дел.
Ирина Быкова:
У товарища Пожигайло каждый год новые озарения, как спасти Россию-матушку: то запретить всех классиков к чертям, то английский язык - лет на десять, а лучше на сорок, чтоб не уезжали из страны. А еще удумал, что театр это подмена литургии... Вот ходят люди в театр, насмотрятся там всякого, а потом страну разваливают, Бога гневят! А не будет книг, театров всяких и заживем! Кстати, еще можно балет запретить, а то пляшут там, на думы негодные наводя…
Вернемся все же в театр. Внедрение современных технологий (свет, анимация, музыка, голограммы и вот это вот все) в театральные постановки - это плюс или минус?
Петр Незлученко:
Мое твердое убеждение, что использовать можно все - можно ничего не использовать, можно использовать мало, можно использовать много, главное, чтобы все, что придумывают создатели спектакля, работало на его идею. Если это просто показуха, то, конечно, никакого не имеет смысла. А если все средства выражения - вместе с актерами - работают на идею спектакля, на раскрытие мысли, то чем больше возможностей раскрытия, тем лучше.
Ирина Быкова:
Развитие современного мира привносит изменения и в театральную деятельность. Специальные эффекты и применение компьютерных технологий привлекают внимание зрителей, но если игра актеров и режиссура весьма посредственны, то о качестве спектакля не стоит говорить. Поэтому все должно работать в успешном тандеме, все свето-музыкально-компьютерные эффекты только придают особый шарм постановке, а не являются единственным, из-за чего приходят на спектакль.
Нет ли у вас ощущения, что современный театр в России, особенно в провинции, становится в большей степени женским: мало мужчин-актеров, публика - преимущественно женская? Почему так?
Петр Незлученко:
Думаю, тут дело не только театров касается. Мужчин-специалистов во многих отраслях не хватает. Проблема эта возникла не в современном театре - она была всегда. Мужчины многие считают, что, видимо, не серьезно это, не мужское дело - заниматься театром. Некоторые считают, что ходить в театр - не очень серьезно. Мы же - чем ближе к Уралу, к Сибири - все такие суровые мужики (смеется). Мне кажется, мужчины много устают, им некогда. Если их подруги, жены, мамы вытаскивают в театр, то есть у них возможность попасть впервые в театр и понять, что это не баловство. И тогда мужчины становятся постоянными зрителями.
Ирина Быкова:
К сожалению, это так, мужчин-актеров мало. В чем причина, сложно сказать. Возможно, профессия актера в маленьком городке считается не престижной и несерьезной для мужчины, не то, что слесарь или менеджер))) Мне отрадно, что два мальчика, которые занимались в нашей театральной студии «Мой театр» сейчас учатся по специальности и работают в Краснотурьинском театре кукол. Будем надеяться, тенденция изменится.
Есть ли в театре конфликт поколений: консервативные взгляды "старой гвардии" vs креатива молодых актеров? Что вы думаете об этом и кто в итоге "победит"?
Петр Незлученко:
Это не совсем верно, рассматривать театр с этой точки зрения. Дело не в "старой гвардии" и молодых актерах - консервативными могут быть и молодые артисты, где-то уже получившие эти "консервы". Также и актеры старшего поколения вполне могут быть современными, говорить современным языком и совершенно нет ощущения, что они где-то застряли в середине 20-го века, как бывает и с молодыми. Я убежден, что большинство ситуаций, когда артист говорит, что все в театре теперь не так, театр пропал и не такой, это чаще всего объясняется беспомощностью и немощностью. Если у артиста не получается, он привык все на "старых дрожжах" поднимать, у него есть набор старых масок, которые уже не работают, - он начинает воевать и не принимает сегодняшний театр. А те, у кого получается, ничего против современного театра не имеют. Кстати, то же самое может относиться и к молодому поколению: при отсутствии таланта, при отсутствии навыков, желания развиваться и учиться можно очень легко прикрыться - мол, в современном театре это и не нужно.
Ирина Быкова:
Про конфликт поколений в театре мне говорить сложно, в нашем библиотечном театральном сообществе все молодые и интересные. И практически все наши спектакли ставили молодые режиссеры, но молодость - это однозначно креатив, амбиции, желание творить и вытворять, хотя порой очень не хватает знаний и профессионального мастерства. Поэтому мы охотно спрашиваем совета «бывалых».
Для вас эталон театрального искусства - это…
Петр Незлученко:
Ну совсем бякинский вопрос (смеется). На этот вопрос отвечать можно всю жизнь - ощущения, мнения будут меняться. Ну, наверное, эталон - это когда ты не понимаешь, как это сделано. Ты не понимаешь, как они это играют, как они это придумали - ты просто, как ребенок, погружаешься в историю, совершенно не думая о профессиональной стороне вопроса.
Ирина Быкова:
Эталон театрального искусства современности для меня Николай Коляда – актер, драматург, сценарист, режиссер. Это одаренный, самобытный, ни на кого не похожий мастер театрального дела. Крутые, очень живые и настоящие постановки завораживают и заставляют думать. Нечасто встретишь профессионалов такого уровня, которые тратят свою душевную энергию на окружающих людей (актеры, коллеги и даже зрители его спектаклей).
Поделитесь этим текстом с друзьями-театралами - давайте обсудим роль современного театра в жизни общества. Будет интересно!
Читайте также
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных