“Полная разруха, бесхозяйственность". Выпускники школы №12 обеспокоены состоянием здания, в котором учились

«Здесь у нас линейки проходили. Мы здесь выстраивались», - Оксана Березина показывает на заросшую дорожку, что проходит вдоль заброшенного двухэтажного здания. «А с той стороны фотографию делали», - вспоминает Вячеслав Путилов.

Оксана и Вячеслав - одноклассники. В 1990 году они окончили школу №12, что на Правом берегу Каквы. 2020 год – юбилейный для выпуска, 30 лет назад закончились их школьные годы. В мае выпускники планировали встретиться у стен родной школы. 
Оксана и Вячеслав решили заблаговременно побывать в школе. То, что они увидели, вызвало негативные эмоции. Здание пребывает в разрухе и запустении.  
На фасаде сохранилась табличка. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Школа находится в плачевном состоянии, которое лично меня задевает. Полная разруха, бесхозяйственность. Не знаю, с чьей стороны, - говорит Вячеслав Путилов.
«Вот здесь был парадный вход», - Вячеслав показывает на небольшое помещение холла. На месте входной группы зияет дыра в стене. На стене висит облупившаяся табличка «Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 г. Серов». Посреди холла лежат останки дивана. Соседнее помещение – кабинет директора. На стенах еще держатся обои, на потолке - остатки люстры. 
Когда-то здесь был холл. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- В первом классе нас было 23 человека. А выпускалось 16, - вспоминает Оксана Валентиновна. Первый раз порог школы №12 она переступила в 1982 году.
Выпускники говорят, что в школе училось больше ста человек.
- О школе вспоминается, что она всегда была ухоженная, красивая, опрятная, - говорит Вячеслав. - Дети получали образование. Жителям Правого берега Каквы было удобно. Пошел на работу на металлургический завод, завел ребенка в школу, в садик (сейчас в этом здании дом престарелых) и спокоен: здесь нет дорог, пешеходных переходов, светофоров, как в городе. 
Выпускники вспоминают, что после наводнения 1993 года школу временно закрыли – делали ремонт: 
- Потом она еще сколько-то проработала, а после в нее въехала ГИБДД. Сейчас в здании нет половины дверей и окон, батареи срезаны, все разгромлено, хлам кругом валяется. Все растащено и разграблено. 
Когда школу №12 закрыли, дети с Правого берега Каквы стали учиться в школах Медянкино и города. 
- Проще детей возить в городскую школу. Люди в городе работают, утром на работу едут и ребенка завозят в школу, - отмечает Вячеслав.

Следы школьного прошлого…

В коридоре первого этажа - обрывки каната из спортзала. «Наверное, еще мы по нему взбирались», - улыбается Оксана Березина
На стенах, на полу, в кабинетах немые свидетели школьной жизни – обломки мебели, плакаты с правилами пожарной безопасности, остатки стенда «Наши достижения», объявление «Всем срочно сдать деньги за уборку помещений!!! (50 рублей)». «Математика – гимнастика ума» гласит надпись на одной из стен кабинет. На этой же стене стенд «Сегодня на уроке».
В кабинета еще остались следы школьного прошлого. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В одном из кабинетов сохранилась доска с надписями мелом «Тема урока». «Выпуск 1966 г.». В кабинете географии осталась половина карты Серова с близлежащими поселками. В спортзале на месте часть шведской стенки.
- В теплую погоду обычно на улице занимались. Там были беговые дорожки, сдавали нормативы, - говорит Оксана Валентиновна.
Бывшее футбольное поле. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Выпускники говорят, что на первом этаже были кабинеты для начальных классов. Здесь же располагался кафетерий. «Какую вкусную выпечку продавали во время выборов», - вспоминает Оксана Валентиновна.
Поднимаясь на второй этаж, выпускники вспомнили, что их папы тоже учились в этой школе. На втором этаже учились старшеклассники. 
В коридоре валяется канат из спортзала. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Оксана и Вячеслав без труда находят кабинет начальных классов, в котором они занимались. И кабинет старших классов, который был за ними закреплен – это класс русского языка и литературы. В старших классах у Оксаны и Вячеслава классным преподавателем была учитель русского языка и литературы Любовь Анатольевна Антонова
На полу много бумаг. Это уже следы пребывания в здании Госавтоинспекции. Папки с заглавием «Дело», рапорты, ориентировки и даже Почетная грамота за 2 место в соревнованиях по стрельбе. 
- Чердак открытый, заходите. Естественно, детям захочется туда залезть, - Вячеслав показывает на люк в потолке и лестницу, ведущую на крышу. 
Чердак открыт, попасть на крышу может кто угодно. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
У школы был огород.
- Был приусадебный участок. Школьники копали, сажали, пололи и растили. Насколько я помню, урожай поступал в школьную столовую, - рассказывает Оксана Березина. Она показывает на территорию бывшего огорода. Половина ее обнесена забором. Вторая половина остается заброшенной. – Каждый год школьников привлекали к общешкольной работе – мы красили, мыли... Детей приобщали к труду и, я скажу, не зря. 
Здесь в школьные годы был огород. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Три пути

Вячеслав отмечает, что крыша у здания еще целая, протечек нет. Стены тоже находятся в хорошем состоянии. «Здание еще можно спасти», - уверен мужчина.
- Ходили слухи, что здание хотели отдать дому престарелых - под расширение, - говорит Вячеслав Путилов. - На мой взгляд, есть три пути развития ситуации. Первый – самый простой – снести здание. Там все открыто, дети бегают – любой ребенок может упасть со второго этажа и получить травму. Еще вариант, на грани фантастики. Есть же учебные заведения узкой направленности - физико-математические, спортивные. Можно открыть школу с уклоном, небольшую по численности – на 100-200 человек. Опять же, если школу здесь открывать, у этого мета есть свои конкурентные преимущества. Район, по сравнению с городом, чистый, здесь свежий воздух, природа, тихое место, машины не ездят, места красивые, речка рядышком. Площади позволяют и беговые дорожки сделать, если спортивную школу открывать. Мы, когда учились, рядом со школой лыжню прокладывали. Другой вариант – открыть в здании что-то нужное жителям микрорайона. В наше время в школе была библиотека, клуб.
Сейчас входы в библиотеку и клуб со стороны школьного двора замурованы. Остались лишь двери, ведущие в помещения из здания. На двери клуба до сих пор висит золотистая табличка.  
- В клубе работали кружки. Это было актуально и интересно. Ходили в библиотеку, что нынешней молодежи не свойственно. Для местных пенсионеров можно открыть что-то вроде клуба. Чтобы они общались, а не сидели по домам, - отмечает Оксана Березина.
Входы в клуб и библиотеку замурованы. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Сейчас, по словам Оксаны и Вячеслава, на Правом берегу Каквы нет ни клуба, ни библиотеки.
Даже детской площадки нет. Раньше около школы было футбольное поле, асфальтированная баскетбольная площадка. 
- Маленьким детям, дошкольникам негде погулять. Только одна асфальтированная улица – улица Островского, по которой ходит автобус. Движение на ней неслабое. Детям просто некуда себя деть, - говорит Оксана Валентиновна.
Правый берег Каквы считается достаточно крупным районом. Хотя после наводнения 1993 года часть людей была переселена в город. 
- После наводнения здесь запретили строиться. Но в то же время открыли дом престарелых – его что, топить можно? Года два-три назад была федеральная программа, по которой во дворах строили детские площадки. Просили на Правом берегу Каквы построить площадку. Сказали, что зона затопления – нельзя. В то же время газ провели. Если это зона затопления, то почему газ провели? – рассуждает Вячеслав. - Естественно, каждый чиновник скажет, что детей в поселке мало. Но их может стать больше. Тем более, если развивать инфраструктуру. Газ проведен. За линией нарезали участки под индивидуальное жилищное строительство. Предполагается, что люди будут строиться. Жителей будет больше. 

Чье здание?

По данным официального сайта Росреестра, двухэтажное шлакобетонное нежилое здание площадью 1389 квадратных метров, расположенное по адресу ул. Восточная, 18, было построено в 1947 году. В графе “Форма собственности” указано “государственная федеральная, муниципальная”.
По поводу дальнейшей судьбы здания мы запросили информацию у пресс-секретаря главы Серовского городского округа Дарьи Моховой. Дарья Олеговна, со ссылкой на председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом, сообщила, что здание находится в федеральной собственности.
“Глобус” подготовит запросы информации.
К теме вернемся.
Все фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Поделиться в соцсетях:
Читайте также
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных