Годовщина гибели «Курска»: как изменилась память?

Автор 12/08/2015 | Просмотров: 193

15 лет назад погибла подводная лодка «Курск». Что думают о той трагедии сегодняшние россияне — The New Times разбирался в данных социологов Рубка подводной лодки «Курск» на свалке металлолома, Мурманск.

Рубка атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году в Баренцевом море, на свалке металлолома. Архивное фото, ТАСС

Рубка атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году в Баренцевом море, на свалке металлолома. Архивное фото, ТАСС

26 марта 2009 года «Курск» затонул в Баренцевом море 12 августа 2000 года во время учений Северного флота. По официальной версии, катастрофа произошла в результате утечки пероксида водорода, вызвавшего пожар в первом отсеке и два взрыва, второй из которых разрушил все отсеки, кроме реакторного. При этом расследование утверждало: 23 члена экипажа, находившиеся в 9-м отсеке, могли оставаться в живых ещё только 8 часов. Однако адвокат Борис Кузнецов, представлявший интересы родственников моряков, ссылался на свидетельства того, что еще двое суток после катастрофы на подлодке раздавались стуки, которые можно было идентифицировать как сигнал SOS.

Российские власти обсуждали возможность совместной спасательной операции со многими странами, в том числе с представителями НАТО. Минобороны Великобритании выступало с заявлениями о том, что операция по спасению экипажа подлодки «Курск» при благоприятных условиях может уложиться в 24 часа. Но спасательные работы шли целых 9 дней, и только 20 августа к участию в них были допущены норвежские водолазы, которые на следующий день вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк подлодки… Все 118 человек, находившиеся на борту АПЛ «Курск», погибли.

И вот сегодня 40% россиян считает, что власти сделали все возможное для спасения моряков «Курска», как уверяют социологи «Левада-центра», опубликовавшие в канун 15-летней годовщины гибели подлодки результаты последнего своего опроса на эту тему. «Левада-центр» проводил опрос 17—20 июля 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах. Статистическая погрешность не должна превышать 4,1% .

Аналогичный опрос «Левада-центр» проводил уже трижды: в 2000-м году, в 2001-м и 2010-м: непосредственно после катастрофы действия властей с разной степенью уверенности одобряли только 23%, через год, в 201—27%, а через 10 лет — уже 34%. Соответственно на протяжении этого же периода, уверяют социологи, менялось и количество респондентов, которые считают, что власти сделали недостаточно для спасения моряков: 72% — в 2000 году, в 2001-м — 63%, в 2010-м уже меньше половины россиян — 46%, а в этом году винят власть в гибели моряков только 35% опрошенных. Откуда и почему такая тенденция?

Все дело в памяти?

Социолог «Левада-центра» Денис Волков считает ошибочным связывать полученные цифры с возросшей лояльностью россиян по отношению к правительству. Тут дело в другом — время берет свое, уверяет Волков, виной всему — забвение. «Плавные изменения в оценке, произошли не только за счёт того, что более молодые люди действительно не помнят деталей трагедии, но и потому что более старшее поколение со временем изменило свое отношение к ней» — уточнил свою точку зрения социолог в разговоре с NT.

Другой эксперт, ведущий аналитик Фонда «Общественное мнение» Григорий Кертман рассказал NT, что их фонд делал аналогичные опросы по «Курску» сразу после трагедии и тогда цифры ФОМа и «Левады» расходились незначительно. Кертман согласен с Волковым в том, что забвение играет существенную роль в изменении общественного мнения по «Курску». Но полностью списать это на свойства человеческой памяти, на его взгляд, нельзя: «На поверхности два основных фактора: с одной стороны, забываются детали, подробности, о которых тогда много говорили. С другой — за эти годы у респондентов сложилось более позитивное отношение к власти, более высокий уровень доверия к ней. В совокупности эти два фактора и дают такую динамику».

При этом и Волков, и Кертман сходятся в том, что общество не цепляется за воспоминания о подобных происшествиях: «Аспекты истории, события, действия руководства страны, которые способны вызвать если не стыд, то неловкость и неуверенность разной степени, — забываются и вытесняются из памяти в первую очередь, — уверяет Кертман, — Это касается и 41-го года, и многих других годов в нашей истории. Народы часто рисуют себе более благоприятную, более безоблачную историю, чем она есть на самом деле».

«Это они против нас»

Второй вопрос, который социологи «Левада-центра» задают (правда, только с 2010 года) в связи с трагедией «Курска» — «Правильно ли поступили российские власти, отказавшись от предложений зарубежной помощи в спасении моряков «Курска»? На него в 2010 году положительно ответил 21% респондентов 61 — отрицательно. В 2015 году цифры изменились, но не драматически: 28% против 41%.

По мнению Дениса Волкова, более интересен тот факт, что значительно вырос процент людей, которые затруднились ответить на этот вопрос — с 19% до 32%: «Я бы сказал, что в текущей ситуации люди не готовы однозначно сказать, что человеческая жизнь менее важна, чем какая-то геополитика». Казалось бы, тот факт, что все еще достаточно большое количество россиян осуждает власть за отказ от зарубежной помощи, идет в разрез с доминирующими антизападными настроениями в стране.

Но социологи не видят в этом большого противоречия: «Сам конфликт (с Западом) сегодня обывателем понимается так: это они против нас, это они к нам непонятно из-за чего отрицательно относятся, а не мы против них, — поясняет Волков. — Мы-то, дескать, никого не трогаем, настроены на сотрудничество и за то, чтобы с Украиной у нас добрососедские отношения были — большинство респондентов говорит об этом».

«Гостайна» дороже помощи

Политолог Глеб Павловский в целом согласен с выводами социологов: отношение к власти сыграло решающую роль в ответах респондентов: «На самом деле отвечающий человек и не думал про «Курск», и только опрос заставил его вспомнить, что это событие вообще было. И поэтому он ответил по сути на вопрос, нравится ли ему Путин». Впрочем, особенности человеческой памяти тоже могли оказать влияние на распределение ответов: «Он (респондент — NT), возможно, несколько был не уверен было ли это при Путине или до Путина, — рассуждает Павловский. — Поэтому здесь, вероятно, было сомнение: а вдруг это было ещё при Ельцине?»

Но если бы социологи спросили: сделал ли Путин все возможное для спасения моряков, «мы бы увидели результат еще на 20% выше», уверен собеседник журнала.

В том, что все еще достаточно большое количество россиян говорит о необходимости помощи Запада в ходе спасательной операции, или хотя бы допускает это, Павловский, как и социологи, не видит ничего странного: «Речь идет о той части сознания, которая все время ждет и требует помощи: «Конечно, они (Запад) должны были помогать (нам с «Курском»), и надо было принять помощь, потому что было бы глупо отказываться.

Но при этом подразумевается, что надо не просить, а требовать помощи, а потом сказать «спасибо», и снова повернуться (к Западу) спиной. Нельзя это (результаты опроса — NT) комментировать как некий прозападный крен». Впрочем, в любом случае, для реального понимания, что именно повлияло на ответы людей, недостаточно тех двух вопросов, которые были заданы социологами «Левада-центра» считает Павловский. Например, если бы по какому-то из пропагандистских каналов прошла информация о том, что во время операции по спасению иностранцы смогли бы узнать какие-то тайны, потому что эта подлодка секретная, то результаты опроса были бы совсем другие: «Люди бы больше реагировали на слово «гостайна», а не на слово «помощь», уверен эксперт.

ВАЖНО!

Документы о крушении атомной подлодки К-141 «Курск», засекреченные на 30 лет, могут раскрыть раньше 2030 года по решению правительства, сказал начальник Центрального архива министерства обороны Игорь Пермяков в среду, 12 августа.

Он отметил, что архив работает в соответствии с законодательством, передает РИА Новости. «Если будет принято какое-то правительственное решение, может быть, и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть, и не снять», — сказал Пермяков.

comments powered by HyperComments



Поделись новостью в социальных сетях




ЛЮТЫЙ за Россию
2015-08-12 16:15:40
"Воин, погибающий в бою, достоин памяти. Но погибает он в бою. Бой - это его предназначение. А вот воин, погибший из- за несовершенства оружия или техники, на совести командования . На совести генералов и адмиралов." Склоняю голову перед людьми, до конца выполнивших свой долг.
Леший
2015-08-12 16:19:16
Причина гибели АПЛ "Курск" до сих пор засекречена,и даже потерпевшим ,до сих пор, не дают ознакомиться с материалами уголовного дела. Если коротко,то Путин,будучи президентом и Главнокомандующим,по сути ,приговорил уцелевшую часть экипажа задраенных в 9 отсеке,и которые трое суток ждали помощь,мучительно умирая.Но они были приговорены,так как знали правду. Не зря же,экс-Генеральный прокурор Устинову было присвоено звание "Герой России".За какие такие подвиги? Ну а Путин,при встрече с вдовами погибшего экипажа,на их неудобные вопросы,взбешённый ,назвал их"подставными долларовыми шлюхами".Народ,не путиноиды,это прекрасно помнит.
Роман
2015-08-12 16:52:05
Все так. Нация такая.
1
2015-08-12 16:58:26
Был слух, что торпеда списанная рванула в аппарате.
Леший
2015-08-12 17:26:18
Списанная торпеда на новейшей АПЛ,которая планировала испытание новейшей торпеды? Был слух,что Курск, вначале был таранен американской ПЛ,а потом торпедирован.
Был слух
2015-08-12 18:23:31
Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, А беззубые старухи типа их разносят по умам.
© ت ۩۞۩ √ιק ͡๏̯͡๏ ↔ ✖ † ● • ˜:
2015-08-12 18:29:33
Сколько можно нести чушь по поводу отверстия в борту от какой-то торпеды? Это все что угодно, но не след торпеды. Ну подумайте сами, господа сторонники версии атаки лодки НАТО - если торпеда с ВВ то какое к черту отверстие, там пролом в несколько метров минимум должен быть от детонации. Если, как утверждают некоторые,переигравшие в танки, это "бронебойная" торпеда без ВВ (?!), то вы в курсе, с какой скоростью она должна идти под водой чтоб пробить борт такого монстра как "Курск", не задумывались? Хватит уже, признайтесь себе сами, что виноваты и наше разгильдяйство, и воровство, и шапкозакидательство, и как это ни прискорбно, технологическое несовершенство ряда узлов, и т.д. и т.п. Наиболее объективную оценку происходившим событиям, по моему мнению, дал Рязанцев Валерий "В кильватерном строю за смертью".Почитайте как нибудь на досуге между виртуальными боями.
© ت ۩۞۩ √ιק ͡๏̯͡๏ ↔ ✖ † ● • ˜:
2015-08-12 18:32:03
Версия вице-адмирала Рязанцева По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва стала так называемая «толстая» торпеда 65-76 ПВ, пополненная необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке — АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.
Слухи
2015-08-12 18:41:59
Во-первых,нет дыма без огня.Во-вторых,слухи появляются там,где власть лжёт или говорить полуправду,что равнозначно-лжи.
Версии
2015-08-12 18:44:30
А потерпевшие,и у них информации больше,уверены,что всё же были таран и торпедирование.И об этом они говорят открыто.
назвал их»подставными долларовыми шлюхами».
2015-08-12 18:44:54
Ври, да не завирайся,лешак!
Леший
2015-08-12 18:48:37
Так на Первом такого ты не увидишь:-)
нет дыма без огня
2015-08-12 18:48:53
через 15 лет узнаем правду (кто из нас доживет)
Правда
2015-08-12 18:50:26
Как о пакте Молотова-Риббинтропа или Катыни?
Народ,не путиноиды
2015-08-12 18:52:39
Путиноид это бабкалеший с утра до вечера талдычит эту тему.И потом бабкалеший там был,поэтому и все знает и еще он был на америкосовской ПЛ проходил практику старшим помощником младшего повара по приготовлению лапши что бы сейчас всем эту лапшу здесь развешивать на уши.
ЛешемУ
2015-08-12 18:56:26
Думаешь, если бы презиком был алкаш Эльцин, то ребят махом бы спасли ?!
ЛешемУ
2015-08-12 18:59:55
я лучше первый буду смотреть, чем твои протухшие укропные.
Для тех, кому не нравится, что Леший против путина.
2015-08-12 20:39:07
Для вас, уже всё по полачкам показали разложили в фильме "Дурак". А вы всё как дети малые талдычите. он молодец, он хороший. он порядок наведёт. КОГДА??? Пятнадцать лет прошло! Ещё пятдесят надо?
Пятнадцать лет прошло! Ещё пятдесят надо?
2015-08-12 20:52:59
Так это проблемы болотного,нравится не нравится. А нам то всем здесь чего внушать всю его нелюбовь к президенту. Нам то всем какое дело до этого,ну и пусть дальше продолжает не любить. И чего об этом кричать каждый божий день по 700 раз.
© ت ۩۞۩ √ιק ͡๏̯͡๏ ↔ ✖ † ● • ˜:
2015-08-12 21:12:05
Чую, Ляшко и Леший это один человек :)
kukuruzo
2015-08-12 21:52:24
Все верно! Похоронили заживо ребят в этой консервной банке российского производства. И скрыли истинные причины трагедии.
kukuruzo
2015-08-12 22:25:05
Посмотрите документальный французский фильм Курск: Субмарина в мутной воде (найдете на любом торрент трекере, посмотрите подлинные кадры поднятой субмарины,сравните с заявлениями правительства и их бездействе по спасению выживших членов экипажа! Подумайте, для чего нужно было отрезать вещественные доказательства (передняя часть)и затем полностью уничтожить, деньгами и квартирами затыкать рот родственникам и близким.... Затем сделайте вывод
© ت ۩۞۩ √ιק ͡๏̯͡๏ ↔ ✖ † ● • ˜:
2015-08-12 23:02:20
НЕ РЕКОМЕНДУЮ смотреть. Для детей фильмец. Или для америкосов, что одно и то же. Одна только "прожигающая наконечником" торпеда чего стоит)))
Так на Первом такого ты не увидишь:-)
2015-08-12 23:13:56
Тебе на пятом украинском персонально показали? :)
Туже всё по полачкам показали разложили в фильме «Дурак».
2015-08-12 23:16:56
Фильм про тебя?
дмитрий
2015-08-13 00:39:36
даже не буду читать все комменты. глубина была как у водолазов-новичков!!! считаю, что убили парней за долг перед США, который кстати списали вскоре после этого.
Знаменосец ЛДПР
2015-08-13 07:12:22
А ещё о том что Курск был торпедирован американцами говорят многие политики и общественные деятили, а то что архивы засекретили до 2030года тоже о многом говорит, почему мы должны исключать эту версию, это страусиная позиция, пока не рассекреченны архивы, имеет полное право на существование!
Знаменосец ЛДПР
2015-08-13 07:16:44
А что мы такого узнали о пакте Молотова-Риббентропа, или как он правильно называется Московском Договоре, и что мы узнали такого особого о Катыне?
ЛЮТЫЙ за Россию
2015-08-13 08:23:27
....Самое интересное, что в то время прошла инфа о списании какого то долга России в 6 лярдов зелени...
Ничего удивительного
2015-08-13 11:51:18
Российское государство постоянно бросает своих людей,то моряков торгового флота,то нуждающихся в срочном спасении,то своих же в Новороссии,как будто их там нет и не было.Это не США,чуть что,и сразу- свои авианосцы.
Антон
2015-08-13 14:14:26
Соглашусь с товарищем © ت ۩۞۩ √ιק ͡๏̯͡๏ ↔ ✖ † ● • ˜:: Фильм французов сам очень мутный. След от попадания торпеды выглядит совсем по-другому. В официальном расследовании имеются отчеты десятка КБ, там люди инженеры, поумнее нас с вами исключают торпедирование американцами. Якобы списание госдолга за уничтожение лодки - это очередной фейк, никто нам внешний долг не списывал. Отчет засекречен - дак и лодка секретная, закон о гостайне никто не отменял.
Антону
2015-08-13 17:58:00
А ты,лично,видел след от попадания торпеды? А насчёт "официального расследования","отчётов десятков КБ" и пр.,так попробуй ка вякни,и за более мелки дела рот затыкали....навечно.Для расширения кругозора,рекомендую почитать книгу Бориса Кузнецова,адвоката,представляющего интересы 55 семей погибших подводников.
Антону
2015-08-13 17:59:03
Книга-"Она утонула.....".
Леший
2015-08-13 18:43:06
По словам вдовы Колесникова,ей предложили получить не предсмертное письмо капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова,командира 7-го отсека АПЛ "Курск",а пепел,и вместо оригинала вручили перепечатанный текст. Представьте,что чувствовала в этот момент вдова. Человек в путинской России,это-пыль,и очень они мечтают,чтобы она стала лагерной.
и вместо оригинала вручили перепечатанный текст.
2015-08-13 18:54:33
Так ты это все пишешь находясь под впечатлением будто ты там был перед вдовой Колесниковой или лично вручал все это. И совсем уж непонятна твоя бесцеремонность навязывать свое мнение в очередной раз бестолковое другим. Такое впечатление что и другого мнения и быть не может, так только одно твое правильное.
А зачем это все?
2015-08-14 08:05:38
Бабалеший ты с какого бодуна указываешь всем какой канал смотреть. Ты кто такой чтобы здесь всем указывать. Какое твое болотное дело кто и какой канал будет смотреть.Тебе что если нравится так и смотри на здоровье свое болотное, а чего другим то навязывать беспардонно свое бестолковое мнение да еще и при том болотное.
и только пыль, пыль, пыль..
2015-08-14 08:33:13
Леший: 13.08.2015 в 18:43 Человек в путинской России,это-пыль,и очень они мечтают,чтобы она стала лагерной. ============================== Киплинга любишь, лешак?
консервная банка российского производства.
2015-08-14 08:36:04
Ты прав. Металла у нас много. Мы и консервные банки сами делаем, и ракеты, и подлодки, и атомоходы и много чего ещё!
Антон
2015-08-14 10:45:18
Я лично след от попадания торпеды не видел. Впрочем как и все здесь присутствующие. Если такой логике следовать, то и присутствующие не могут утверждать, что Курск американская ракета прошила. Кстати след от попадания торпеды можно нагуглить и на ютубе тоже есть. Он сильно отличается от попадания снаряда в танк и далеко не идеально ровный круглый, как при попадании в бронетехнику. Я читал отчеты и интервью инженеров КБ, которые эти лодки разрабатывают, обшивку на попадания торпед испытывают, сами эти торпеды разрабатывают. Все утверждают - на Курске нет следа от попадания американской торпеды. Почему я не должен им верить, а должен поверить какому-то французскому журналисту. И почему мы верим не специалистам, а каким-то сплетням? Путин про жен погибших сказал - "долларовые шлюхи", американцы нам госдолг в ответ на подбитую подлодку списали, ну что за бред! Как можно этому верить?
Антону
2015-08-14 15:57:27
Когда то мало кто верил в то,что в Катыни НКВД более 10.000 польских офицеров расстреляло,а пакт Молотова-Риббиртропа позволял СССР совместно с фашистской Германией оккупировать Восток Белоруссии и Запад Украины,а потом провести совместный парад Победы в Бресте.
петр петрович
2015-08-14 16:26:47
Риббиртроп? а кто это такой?
Риббиртроп? а кто это такой?
2015-08-15 07:19:29
Риббиртроп- это Петькин брат Нюркиной сестры муж. Помните у них еще была пестрая корова.
70 лет в тайге.
2015-08-28 21:25:56
На территории Висимского заповедника в Свердловской области местные жители нашли обломки самолета, который разбился еще в 1943 году при столкновении с горой Старик Камень. Рядом они обнаружили и останки летчика. — Специалисты идентифицировали обломки как бомбардировщик Ли-2, — сообщили в пресс-службе ЦВО. – Найдены детали обшивки, двигатели и корпус самолёта Ли-2. Большая часть бомбардировщика находится под завалами, образовавшимися в результате столкновения с горой. ****lifenews.ru/news/160262
иди обратно в тайгу
2015-08-28 23:04:10
тебя за все 70 лет так "прорвало"?

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.