Серов
7 °C
$94,07
99,93
Присоединяйтесь к нам:

Философия «вируса». Часть 5

Философия «вируса». Часть 5
Александр Бушуев. Фото: предоставлено автором
Философия «вируса». Часть 1
Философия «вируса». Часть 2
Философия «вируса». Часть 3
Философия «вируса». Часть 4

Благодаря чему спасёмся?

Это, пожалуй, один из самых актуальных вопросов любого «вирусного» (несчастного) времени.
Спасёмся ли благодаря количеству масок на единицу населения,  действиям властей, обеззараживающим и иммуностимулирующим средствам, …?
Вопрос о спасении вовсе не праздный – пройдёт время «вируса», а за ним настанет время экономической рецессии, нарастающей экологической угрозы…
Нужно заранее искать ресурсы для противостояния всяческим поворотам судьбы и искать их надо не только в материальной сфере (больше масок!), но и в духовной…  Частица «ся» в возвратных глаголах имеет значение – «себя», «сам», например: одеваюсь означает – уже делаю сам, самостоятельно. Позиция  ребёнка или великовозрастного «инфантила» - «за меня всё  сделают», позиция взрослого – «я беру ответственность на себя», я сам стану той «боевой единицей», которая будет сопротивляться несчастью. А это значит прежде всего -  «набраться духа» для противостояния, запастись  духовной энергией. Сумма духовных энергий отдельных людей образует Дух времени, эпохи.  Дух времени – это осознание большинством «отдельных», «автономных»  индивидуальностей причастности к общим ценностям, к тому, «без чего жить нельзя».
И здесь очень важно обратиться к историческому опыту преодоления величайшего несчастья – войны 1941-45 годов.
Как много объяснений победы Советского Союза над фашистской Германией придумывается западными историками: и «генерал мороз», и «генерал грязь», и «штрафбаты с заградотрядами», и «нечестность (!) в ведении войны – партизанское движение»… Но забывается, что жесточайшая по накалу битва длилась почти 5 лет, а, значит, было ещё нечто, что оказалось сильнее отличной вооружённости, немецкой дисциплинированности, «преданности рейху и фюреру»… 
Этим, так и не осознанным или непризнанным западными историками, «нечто» и был Дух времени советской страны. И именно этот Дух времени и показал своё превосходство над идеей Великого рейха. Из чего возник тот непобедимый Дух времени, тот волевой настрой на «войну до Победы»? Прежде всего из осознания ценности Свободы, но не свободы ОТ чего-то, а свободы ЗА –за  право участвовать в созидании новой, осмысленной (с высоким смыслом)  жизни. На завоёванных территориях хитрая фашистская пропаганда постоянно твердила об освобождении ОТ коммунистов, комиссаров, колхозов… Но люди то понимали, что их освобождают от права строить свою жизнь по своему разумению, что немецкий «ОРДНУНГ» означает признание подчинённости «высшей расе» и её образу жизни,  - потому и не прекращалась отчаянная, смертельно опасная подпольная и партизанская война. И здесь речь идёт не о каком-то абстрактном вольнолюбии народа. Никакой абсолютной свободы от обстоятельств вообще быть не может, свобода появляется тогда, когда возникает обязанность жить по иному, когда человеку вменяется обязанность жить по совести, а вот дальше – выбор за ним. А совесть у фашистов и советских людей была разная. Идеал нацизма был – свобода для «избранного народа» (свобода угнетать), идеал Советского Союза – свобода для «всех угнетённых» в мире. Интернационализм проповедовался не только на словах – советские люди действительно переживали за угнетаемых  вдали от своей земли, реально помогали им: вспомним, к примеру, Испанию. Очень интересно и убедительно о становлении новых, социалистических идеалов пишет Михаил Алексеев в автобиографическом романе «Драчуны»: воспитывало всё – песни революции, книги о самоотверженных революционерах (и не только русских!), фильмы, игры «в папанинцев»… Очень трогательно описано, как двое друзей пошли второй раз смотреть фильм «Чапаев» в надежде, что в этот раз он не утонет. В военных рассказах  Паустовского постоянно находишь подтверждение наличия особого духовного настроя у людей – настроя на сопричастность жизни других, на сбережение своего,  особого, советского образа жизни, на противодействие эгоистическому немецкому «порядку». Причём этот духовный настрой наблюдается не только у коммунистов, военных людей. В рассказе «Путешествие на старом верблюде» старый, безграмотный казах включается в борьбу против нового «Тамерлана», в рассказе «Английская бритва» старый,  слабый  грек из Мариуполя решается на убийство немецкого лейтенанта… (Очень советую почитать эти книги  в преддверии Дня Победы).

Мы ещё до конца не оценили подвиг простых, невоенных людей того времени. Не понаслышке, от мамы знаю каким изнуряющим был труд женщин в деревне во время войны. Вот уже стали ставить памятники женщинам-колхозницам…  Важно, чтобы мы поставили памятники в своей душе. Не так уж важно – состоятся ли в наше коронавирусное время парад,  шествие «Бессмертный полк» - важно, чтобы они состоялись в душе у каждого. 
Сознание сопричастности жизни страны, ответственности за близких и далёких людей так нужны нам в  это время! Мы всегда ответственны перед теми, кому благодарны,  пусть же благодарность  военному поколению возвысит наш духовный настрой  - тогда и продлимся… Спасёмся, БЛАГОДАРЯ…

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных